Мавзолей в Галикарнасе. Турция

Мавзолей в Галикарнасе — еще одно из Семи чудес света древности. Город, который называется Галикарнас, сейчас не существует. То есть, город на этом месте есть, но называется он Бодрум. В этот турецкий городок приезжают многочисленные туристы, чтобы увидеть то, что осталось от этого Чуда света – мавзолея в Галикарнасе.

Теперь руины Мавзолея являются музеем. По сравнению с другими античными Чудесами Света, Мавзолей в Геликарнасе «сохранился» неплохо – множество статуй, фрагментов барельефов являются экспонатами в местном музее в Бодруме.

В IV веке до н.э. Галикарнас был столицей провинции Карии, которая входила тогда в состав персидской Империи. Это был один из красивейших городов региона. Расположенный на Средиземноморском побережье в Малой Азии, Галикорнас был практически недосягаем с моря. Его флот мог легко при необходимости заблокировать небольшой канал, который вел в гавань.

Особенного расцвета город достиг в правление Мавсола с 377 по 352 (353) год до н.э.

Царь Мавсол был и прекрасным дипломатом, и прекрасным воином. Он умел использовать для своих целей наемную армию и флот. Мавсол практически добился независимости Галикарнаса от персидского владычества, а также захватил всю юго-восточную часть Малой Азии.

Царь был женат на своей родной сестре Артемисии. Подобные браки в знатных семьях практиковались нередко, причем не только среди карийских правителей, но и римских.

Мавсол и Артемисия управляли Карией совместно в течение 24 лет. Артемисия по свидетельству современников очень любила Мавсола.

В центре Галикарнаса незадолго до кончины царя отвели место под Мавзолей (название пошло от имени царя Мавсола). Строительство возглавляла Артемисия. Она не считалась с издержками и бросила все силы и средства на возведение усыпальницы, которой доселе свет не видывал.

Спроектировали Мавзолей знаменитые греческие архитекторы Сатир и Пифей. Скульпторы Скопас, Леохар, Тимофей, Бриаксид украшали величественную постройку.

Впервые в греческой архитектуре в Мавзолее соединялись все три знаменитых стиля — дорический, ионический и коринфский.

В центре комплекса была возведена каменная платформа, которая служила пьедесталом для храма.

Пьедестал имел форму прямоугольника с размерами примерно 19х11 метров. На нем стоял храм-гробница, окруженный 36 ионическими колоннами, несущими крышу в форме 24-ступенчатой пирамиды. Промежутки между колоннами, внешние станы Гробницы были богато украшены скульптурами. Обломки мраморных львов и мифологических фигур, найденные здесь при раскопках, свидетельствуют, что скульптуры выполняли великие мастера. Вершина пирамиды увенчана площадкой, на которой возвышалась мраморная квадрига – колесница, запряженная четырьмя лошадьми, которой управляли Мавсол с Артемисией. Общая высота Мавзолея от основания до вершины скульптурной группы составляет 46 метров.

Мавзолей был еще не достроен, когда в 353 году до н.э. скончался Мавсол. Труп правителя кремировали. Убитая горем вдова приказала смешать с ароматическими веществами и водой часть праха, а затем выпила, надеясь воссоединиться с духом умершего мужа. Артемисия правила еще 2 года, пока смерть не настигла ее. Тело царицы также было сожжено, а затем похоронено рядом с мужем. После того, как супруги нашли свое последние пристанище, вход в гробницу замуровали камнями.

Мавзолей в Галикарнасе простоял много веков. Галикарнас уже был разрушен и превратился из роскошного города в небольшое прибрежное поселение, а величественный Мавзолей по-прежнемы возвышался над ним. Землятресение XIII века разрушило гробницу царя, а в XV веке мавзолей был уничтожен родосскими рыцарями, которые брали его камни на строительство крепости Святого Петра.  Таким образом, часть крепостных стен оказалась сложена из блоков зеленого камня, характерных для основной части мавзолея.
Через несколько лет рыцари обнаружили в руинах усыпальницу Мавсола и Артемиссии. Но они оставили погребение на ночь без охраны, и его разграбили мародеры, которых привлекли золото и драгоценности.

В XIX веке путешественники по Малой Азии обратили внимание на то, что стены турецкой крепости Бодрум,  сложены не столько из каменных глыб, сколько из мрамора. Это неудивительно: остатки античных городов часто служили строительным материалом сначала византийцам, а потом арабам и туркам. Но уж очень красивы и необычны были мраморные плиты стен Бодрума.
Когда слухи об этом дошли до английского посла в Турции, он приехал в город и купил разрешение выломать из стен двенадцать плит, чтобы перевезти их в Британский музей. Английские ученые по сохранившимся описаниям и отзывам современников вскоре догадались, что перед ними часть знаменитого фриза Скопаса — «Амазономахии».

Убедившись в том, что Галикарнасский мавзолей надо искать в Бодруме, сэр Чарльз Томас Ньютон, хранитель Британского музея, поспешил туда. Первое, что он увидел, высадившись на берег, были два мраморных льва, вмурованные в стену крепости.
За девять месяцев, проведенных в Бодруме, Ньютон отыскал многие обломки мавзолея, а под слоем земли и мусора — еще четыре плиты работы Скопаса. Когда раскопки подходили к. концу, были обнаружены и расколотые на множество частей двухметровые статуи Мавсола и Артемиссии, стоявшие прежде в колеснице, а также мраморная лошадиная голова почти метровой длины с бронзовой позолоченной уздечкой и подвесками-украшениями.
В 1857 году эти находки были перевезены в Британский музей.

В XIX веке были раскопаны остатки Мавзолея в Галикарнасе. Идеи, которые были воплощены при его строительстве, вдохновляют многих современных архитекторов, в частности идея Мавозлея в Галикарнасе были взяты для строительства мавзолея Гранта на Манхэттене и Массонского храма в Вашингтоне.


Просмотреть Планета Земля на карте большего размера

Читайте также:

Добавить комментарий