МАЛЬТА

ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ:
Республика Мальта
РЕЛИГИЯ:
католицизм 
ПОГОДА
ТЕРРИТОРИЯ:
316 кв.км (185-я в мире)
ВВП:
$ 5,39 млрд
ПРИРОДА
СТОЛИЦА:
Валлетта
ТЕЛЕФОННЫЙ КОД:
+356
ИСТОРИЯ
КРУПНЫЕ ГОРОДА:
Биркиркара, Квара
ДОМЕН:
.mt
КУЛЬТУРА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ:
парламентская республика
ЧАСОВОЙ ПОЯС:
UTC+1
ВИЗА
ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА:
евро
ФЛАГ ТРАНСПОРТ
НАСЕЛЕНИЕ:
402 000 чел (174)
ГЕРБ ЧАЕВЫЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК:
мальтийский, английский
ГИМН ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
ВЕБ-КАМЕРЫ КУХНЯ

Мальта — островное государство в Средиземном море. Название происходит от древнефиникийского malat («гавань», «убежище»).

В 1993 году Мальта была разделена на 68 местных советов (муниципалитетов). Эти 68 местных советов являются основной формой местного самоуправления и нет промежуточного уровня между местными советами и национальным правительством. Уровни в 6 округов (5 на главном острове) и в 3 региона (2 на главном острове) применяются в статистических целях.


Просмотреть Планета Земля на карте большего размера

ФЛАГ

наверх

Цвета флага — это цвета рыцарей святого Иоанна Иерусалимского (белый мальтийский крест на красном поле), которые правили Мальтой с 1530 по 1798 год. В апреле 1942 года английский король Георг VI пожаловал островитянам военный крест святого Георгия за героизм во Второй мировой войне. С 1964 года крест святого Георгия, окаймленный красным, был помещен непосредственно на белое поле флага. Принят 21 сентября 1964 года.

ГЕРБ

наверх

Герб Мальты в его современном облике описан в акте об эмблемах и печатях республики Мальты от 1988 года следующим образом. Щит, представляющий геральдическое изображение флага Мальты, над щитом золотая стена-корона с восьмью башнями (видно только пять), что символизирует укрепления Мальты и означает город-государство. Вокруг щита две ветви: справа оливковая, слева — пальмовая, означающие мир и природу Мальты, перевязанные внизу белой с красной изнанкой лентой, на которой заглавными чёрными буквами написано: «Repubblika ta’ Malta» (Республика Мальта по-мальтийски).

11 июля 1975 года (год после того, как Мальта стала республикой) был принят новый герб. Он изображает сцену на берегу: восходящее солнце, мальтийская лодка dgħajsa на воде, вилы и лопата на берегу, справа растёт опунция (вид кактуса). Все эти символы в некоторой степени связаны с Мальтой. Под этим изображением написано новое название страны — Repubblika ta’ Malta (Республика Мальта).

В 1964—1975 гг. на гербе было изображено два дельфина, которые держали изображение флага Мальты, обрамлённое с одной стороны пальмовой, а с другой — оливковой ветвью, означающими соответственно победу и мир. Вверху располагалась корона в форме крепости с восьмью восьмиугольными башнями, помещённая на шлем с белой и красной лентами. Внизу — синие волны, означающие расположение в Средиземном море, восьмиконечный мальтийский крест, связанный с орденом Святого Иоанна, лента с девизом «Virtute et Constantia» (доблесть и стойкость). Сегодня этот девиз использует орден Мерита.

ГИМН

наверх

L-Innu Malti — национальный гимн Мальты. В 1922 году композитор Роберт Самут и автор текста Дум Карм Псаила явили народу данное произведение. Утверждено как гимн оно было только в 1964г.

Lil din l-art ħelwa, l-Omm li tatna isimha,

Ħares, Mulej, kif dejjem Int ħarist:

Ftakar li lilha bl-oħla dawl libbist.

Agħti, kbir Alla, id-dehen lil min jaħkimha,

Rodd il-ħniena lis-sid, saħħa ‘l-ħaddiem:

Seddaq il-għaqda fil-Maltin u s-sliem

За этой священной землёй, матерью нашей,

Следи, Господь наш, как и ранее,

Ибо просветил ты её.

Даруй, Господи, нам мудрого правителя,

Даруй благодарностью собственнику и силу рабочему,

Помоги мальтийцам объединиться и жить в мире.

РЕЛИГИЯ

наверх

Римско-католическая церковь занимает доминирующее положение на Мальте. Многие церкви и часовни представляют собой замечательные памятники архитектуры. Будучи глубоко верующими людьми, мальтийцы часто устраивают религиозные праздники, сопровождающиеся фейерверками и выступлениями  духовых оркестров. Кроме того, существуют небольшие общины: англиканская (собор Св. Павла в Валлетте), пресвитерианская, иудейская (синагога в Бальцане) и мусульманская (мечеть в Паоле). Православие представлено греческой церковью в Валлетте. На Мальте официально зарегистрирована община РПЦ. Самой популярной религией после римско-католического христианства является ислам. Число последователей остальных церквей и верований стремительно растет.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ

наверх

Мальта — парламентская республика. Конституция Мальты принята в 1964 году с последующими поправками. Законодательная власть принадлежит парламенту, состоящему из Президента и Палаты представителей, которая состоит из 65 депутатов. Члены избираются всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства на 5 лет. Глава государства — Президент. Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с Премьер-министром.

ЭКОНОМИКА

наверх

Мальта небогата минеральными ресурсами. Мальтийцы говорят: «У нас много только моря, солнца и камня». Хозяйство страны основано главным образом на использовании выгод географического положения Мальты на оживленных морских путях и на обслуживании туристов, которых привлекают сюда сочетание обильного солнца и моря, а также памятники старины. Долгие годы хозяйство Мальты в основном обеспечивало нужды расположенных на островах военных баз. В нем почти полностью господствовал иностранный, в основном английский, капитал. Промышленность и сельское хозяйство не обеспечивали работой население, и поэтому тысячи мальтийцев вынуждены были покидать страну в поисках заработка. Около 100 тыс. жителей Мальты выехало из страны преимущественно в Австралию и Великобританию. Особенно много среди них было моряков, нанимавшихся на заходящие в порты Мальты суда.

В настоящее время в промышленности и строительстве занято около 40 % самодеятельного населения, в сельском хозяйстве, рыболовстве — около 6% и более 50% работает в сфере обслуживания.

Ежегодно страну посещает около 600 тыс. туристов из различных стран мира; число туристов увеличивается и намного превышает численность основного населения страны. Туризм способствует развитию кустарных промыслов и торговле, в частности производству сувениров. Ведь почти каждый турист увозит с собой хотя бы мальтийский крестик, который будет напоминать о посещении этой интересной страны.

Нынешнее правительство Мальты активно участвует в хозяйственной жизни, стремясь обеспечить экономическую независимость страны и высокую занятость населения, которая способствовала бы сокращению выезда мальтийцев за пределы родины. За последние годы в хозяйстве произошли серьезные структурные изменения, однако в нем по-прежнему сильные позиции занимает иностранный, главным образом английский, капитал.

Государству теперь принадлежит ряд промышленных предприятий, ведется развитие портов, чтобы шире осуществлять переработку грузов, усиленно развивается обрабатывающая промышленность, создаются агрокомплексы. Немалые средства расходуются на развитие инфраструктуры. В частности, оборудуются намеченные для освоения промышленные зоны, к которым подводятся дороги, электроэнергия и вода. Улучшается снабжение питьевой и хозяйственной водой путем строительства станций опреснения морской воды. Под руководством министерства сельского хозяйства осваиваются неудобные земли. Государство помогает строительству сети отелей, чтобы способствовать притоку иностранных туристов.

Для строительства новых предприятий привлекается иностранный капитал. Все же, несмотря на принимаемые меры, на Мальте не обеспечивается полная занятость населения и существует безработица. В поисках работы часть трудоспособного населения эмигрирует.

В соответствии с программой наиболее полного использования экономических ресурсов создаются отрасли, связанные с металлообработкой и химическим производством, увеличивается производство электроэнергии, расширяется добыча строительного известняка и поваренной соли.

Особое значение для Мальты имеют предприятия, обслуживающие судоходство. Мальтийские доки, производящие ремонт судов более 70 стран мира, — одно из крупнейших судоремонтных предприятий на Средиземном море. На них занято более 5000 рабочих.

Имеются также автосборочные и авторемонтные предприятия, развиты отрасли легкой промышленности — производство одежды, обуви, вина, мебели, строительных материалов, много мастерских по производству сувениров. Из традиционных отраслей сохранилась выделка кружев, изготовление филигранных изделий, соломенное плетение и домашнее ткачество.

Сельское хозяйство не обеспечивает население продовольствием из-за недостатка земли и воды. Обрабатывается около половины площади страны. Значительная часть земли принадлежит церкви, которая сдает ее в аренду крестьянам.

Преобладают мелкие крестьянские хозяйства площадью до 2 га. Обработанные участки занимают понижения и террасы на склонах. В устройство террас и расчистку полей от камня вложен труд многих поколений земледельцев. Почву на поля иногда приносят издалека в корзинах. Тщательно содержат устройство для полива и предохраняют участки от эрозии.

Поля на большинстве участков возделываются очень старательно, вручную. Снимают по два, а иногда и по три урожая в год. Главные культуры — картофель, помидоры, сладкий перец, капуста и лук. Сеют пшеницу, кукурузу, ячмень. Убирают два урожая картофеля, ранний картофель вывозят в Италию и Францию. Качеством местного картофеля здесь очень гордятся. «У нашего картофеля даже кожура вкусная», — говорят на Мальте.

Выращиваются также виноград, апельсины, абрикосы, маслины, инжир, широко развиты цветоводство и семенное хозяйство.

На Мальте достаточно тепла для выращивания субтропических культур, но сильные ветры с моря часто вредят насаждениям. Из-за этого цитрусовые обычно выращивают во дворах или на участках, укрытых каменными стенами. Хлеба своего не хватает, поэтому продовольственное и фуражное зерно ввозят.

Скотоводство развито слабо из-за недостатка кормов и пастбищ. Разводят преимущественно коз, овец и свиней. Часть жителей побережья занимается рыболовством, главным образом промыслом тунца.

Транспорт Мальты в основном удовлетворяет внутренние потребности. Железных дорог нет, но сеть автомобильных дорог довольно густая. В стране насчитывается более 60 тыс. автомобилей, из них свыше 40 тыс. легковых автомобилей и около 700 автобусов. Большинство населенных пунктов связаны автобусным сообщением. Для связи между островами и с другими странами огромную роль играет морской транспорт. Общий тоннаж торгового флота страны составляет около 50 тыс. бр.-рег. т. Международный аэропорт Мальты (Лука) обеспечивав внешние воздушные перевозки.

Внешняя торговля для Мальты имеет большое значение. Мальта вывозит (главным образом в Италию и Великобританию) овощи, фрукты, текстиль, вино цветы и семена. Ввозится продовольствие, топливо, химикаты, промышленное и транспортное оборудование. Около 70% внешней торговли Мальты приходится на страны «Общего рынка», конъюнктурные изменения в которых наносят ущерб ее экономике. Большой дефицит во внешней торговле восполняется доходами от иностранного туризма.

ПОГОДА

наверх

 Для Мальты характерны мягкая зима и жаркое лето. Холодных ветров, снега и тумана здесь не бывает. Дожди выпадают в период с сентября по апрель. С мая по сентябрь стоит ясная солнечная погода; дождь в этот период года — большая редкость.

Средняя температура воздуха зимой (ноябрь-апрель) — 14,2 градуса Цельсия, летом (май-октябрь) — 23 градуса. Самый жаркий период — с середины июля до середины сентября. Жара не становится чрезмерной благодаря прохладным бризам, дующим с моря.

Средняя температура воздуха Валлетта:

Янв Фев Март Апр Май Июнь Июль Авг Сент Окт Нояб Дек
t° C +12 +12 +13 +15,5 +19 +23 +25,5 +26 +24 +20,5 +17 +14

ПРИРОДА

наверх

Природные условия страны благоприятны для развития сельского хозяйства, но здесь не хватает удобной для обработки земли и воды. Мальта бедна полезными ископаемыми. Велики только запасы строительного известняка да возможности добычи соли и других веществ из морской воды. В то же время по климатическим ресурсам — по обилию тепла и света Мальтийский архипелаг не уступает лучшим курортам многих южных стран.

Для Мальты характерна островная раздробленность. Всего насчитывается 5 островов. Три из них — Мальта, Комино и Гоцо вытянуты цепью с северо-запада на юго-восток. Мальтийский пролив шириной 75 км отделяет эти острова от Сицилии, а между Мальтой и берегами Африки простирается широкая (около 200 км) южная часть Тунисского пролива с группой Пелагских островов.

Острова Мальтийского архипелага материкового происхождения. Они представляют собой приподнятые над уровнем моря высокие участки подводного порога, протягивающегося от острова Сицилия. Это невысокие (до 253 м) плато, сложенные преимущественно олигоценовыми и миоценовыми горизонтально залегающими известняками. Берега островов на севере крутые, обрывистые, на юге — обычно более пологие.

С моря острова кажутся почти совершенно плоскими. Но вблизи их закарстованные плато выглядят более разнообразными. Пологие склоны чередуются с неглубокими долинами и уступами. Местами встречаются широкие карстовые впадины и другие карстовые формы рельефа.

Недостаток воды — важная особенность природных условий Мальты. Постоянных рек на островах нет, а выпадающие скудные атмосферные осадки быстро испаряются или уходят в карстовые пустоты. Подземные воды часто засолены, хотя их довольно широко используют для питья, полива и других хозяйственных нужд; дождевую воду жители собирают в различные емкости. Но все же воды мало, и ее даже привозят на Мальту с острова Сицилия.

Растительность Мальты за тысячелетия резко изменена человеком. С моря острова кажутся оголенными, и только ближе видно некоторое разнообразие в общем довольно скудного растительного покрова. Ровные участки плато возделаны, а на склонах преобладают каменистые пустоши с низкими сухолюбивыми кустарниками и кустарничками; на открытых участках — редкий травостой преимущественно из злаков; нередко на поверхность выходит известняк. Встречаются отдельные рощи сосен. У населенных пунктов местами можно видеть группы характерных для Средиземноморья пиний и жестколистных дубов. На межах и у каменных оград, разделяющих поля, много колючих кактусов и опунций, часто образующих живые изгороди.

Среди местной растительности, как и во всем Средиземноморье, много видов, которые используются в фармацевтическом и парфюмерном производстве. Это, например, лавр, шалфей, виды ромашки и др. В средние века на Мальте широко использовали кровоостанавливающее средство, приготовляемое из местного, так называемого мальтийского гриба.

Дикий животный мир Мальты беден, только у берегов много чаек, которые кормятся у портов и сопровождают суда. Весной и осенью на островах отдыхают многие наши певчие птицы на долгих путях перелета в африканские страны и оттуда на родину. Из местных птиц характерны славки, овсянки, пересмешники и щурки.

В прибрежных водах Мальты водятся имеющие промысловое значение тунец, кефаль, макрель, скумбрия, пеламида, сардина и другие виды, а также разнообразные моллюски. Вблизи побережья можно видеть дельфинов, а к юго-западу от архипелага встречается средиземноморский тюлень-монах, занесенный в Красную книгу находящихся под угрозой исчезновения видов.

Животный мир прибрежных вод страдает от загрязнения нефтепродуктами с проходящих судов.

ИСТОРИЯ

наверх

Расположенные в самом центре Средиземного моря, мальтийские острова всегда играли важную роль в богатой и разнообразной истории этого региона.

Цивилизация на Мальте началась около 5000 лет до н.э. Загадочные доисторические храмы каменного века считаются уникальными, так как на 1000 лет древнее Великих Пирамид Гизы в Египте и Стоун Хэндж в Англии.

Приблизительно в 9 веке до н.э. на Мальтийские острова прибыли финикийцы, затем греки. В период пунических войн Мальта оказалась под властью Римской империи.

В 60 г.н.э. около Мальты потерпел кораблекрушение Святой Павел по дороге в Рим, где он должен был предстать перед судом. Он пробыл на Мальте несколько месяцев и обратил часть местного населения в христианство.

В 9 веке н.э. острова были завоеваны арабами, которые правили Мальтой в течение 2 веков, оставив важный след в ее языке, культуре, истории. В 11 веке их сменили норманны под предводительством графа Роджера Сицилийского, затем арагонцы и кастильцы. В 1530 году Карл Пятый предоставил остров Ордену Св.Иоанна Иерусалимского, во время правления которого на Мальте наблюдается экономический и культурный подъем.

Однако, к 18 веку Орден пришел в упадок. В 1798 г. Мальту захватил Наполеон и приказал рыцарям покинуть остров. Именно в этот период происходят удивительные исторические параллели в истории Мальты и России. 10 сентября 1798 г. Павел 1 выразил свой протест против решения Наполеона и принял всех рыцарей под свое покровительство. Он заявил, что отныне Петербург становится штаб-квартирой Ордена и пригласил всех рыцарей приехать в Россию.

Французское правление на острове продолжалось совсем недолго — 2 года и в 1800 г. под напором восстания мальтийцев, поддержанных русским адмиралом Ушаковым и британским адмиралом Нельсоном, было низложено. С этого момента начинается период британского правления. Для британцев Мальта являлась ценной морской базой и их правление началось в 1814 г. В этот период Мальта переживает новый экономический подъем. Как английская колония Мальта играла важную роль в обеих мировых войнах. Особенно трагические страницы в истории страны связаны со Второй Мировой войной.

Мальта оказалось в блокаде под непрерывной бомбежкой и в 1942 г. была на краю голодной смерти. Цена победы была велика и за проявленную стойкость и мужество Мальта была награждена высочайшей британской наградой — Крестом Св. Георга.

21 сентября 1964 г. Мальта получила независимость. 13 декабря 1974 г. Мальта была провозглашена республикой.

После второй мировой войны на Мальте усиливаются антианглийские выступления, ширится рабочее движение. Наиболее крупные выступления рабочих жестоко подавлялись британскими войсками. В 1947 г. снова было введено внутреннее самоуправление, но колониальные власти не раз его отменяли. Наконец в 1964 г. Великобритания была вынуждена предоставить Мальте независимость в рамках Содружества. День объявления независимости — 21 сентября 1964 г. некоторые слои населения отмечают как национальный праздник. Однако этот день не стал днем полного национального освобождения Мальты. Главой государства по-прежнему считался английский король (королева), в стране оставался английский генерал-губернатор, действовали английские законы. Великобритания добилась соглашения о «взаимной обороне Мальты» и о размещении на архипелаге своих вооруженных сил сроком на 10 лет. На Мальте сохранились военно-морские и военно-воздушные базы Великобритании; фактически они находились в распоряжении командования НАТО.

Борьба против остатков колониального господства, против присутствия в стране иностранных войск продолжалась. Пришедшее в 1971 г. к власти в результате всеобщих выборов лейбористское правительство денонсировало англо-мальтийское соглашение 1964 г., ограничило пребывание иностранных войск на Мальте и предприняло ряд других мер по укреплению суверенитета страны. 31 декабря 1974 г. Мальта была объявлена республикой во главе с президентом, избираемым однопалатным парламентом.

Поддержка прогрессивных сил мира помогла мальтийскому правительству придерживаться твердой позиции по отношению к пребыванию на Мальте иностранных военных баз. Когда в марте 1979 г. истек срок англо-мальтийского договора об использовании Великобританией и НАТО военных баз на Мальте, правительство Мальты отказалось продлить это соглашение. 31 марта 1979 г. с Мальты были убраны остававшиеся здесь военные базы и выведены последние солдаты бывшей метрополии. Перед молодой республикой открылся широкий путь самостоятельного развития.

За отказ от политики нейтралитета и возвращение Мальты на орбиту военной политики Запада открыто выступает так называемая националистическая партия.

КУЛЬТУРА

наверх

Нет другого уголка на земле, где бы на таком малом пространстве было сконцентрировано столько впечатляющих памятников культуры всех периодов человеческой истории — с каменного века и до нового времени. Финикийцы,  карфагеняне, римляне, византийцы, арабы, норманны, кастильцы, рыцари ордена иоаннитов, французы и англичане когда-то господствовали на островах и оставили свои следы. Однако особое значение на Мальте имели два исторических периода: мегалитическая культура времен нового каменного века и культура рыцарей ордена иоаннитов. Задолго до появления финикийцев Мальта была населена древними племенами, возводившими необыкновенные храмы из гигантских камней. Наиболее интересны святилища Гоцо, Та Хаграт, Хагар Ким, Мнайдра и Тарксиен. Удивительно и подземное культовое сооружение Хал Салфлиени, которое вырезалось из скалы в течение нескольких столетий. Оно вытянуто на несколько этажей в глубину и занимает обширную площадь. Около 2000 лет до нашей эры след этого таинственного народа, создателя неповторимых храмов, внезапно обрывается.

Первое известное сочинение мальтийской литературы — перевод катехизиса, напечатанный Дуциной в Риме около 1570 г. до н.э. В мальтийской литературе на первых этапах ее развития преобладала религиозная тематика. Светская литературная деятельность концентрировалась вокруг научных обществ. Большую вклад в развитие литературы внесла деятельность Ассоциации мальтийских писателей. Среди известных мальтийских писателей: Какия, Каруан, Прека, дон Псайла, Левантин и другие. Особо стоит сказать о Левантине, среди множества трудов которого выделяется трехтомный исторический роман из «Волшебник Фальцон», основанный на документах из архивов инквизиции; Эти же писатели основывали и редактировали журналы и газеты, как на мальтийском, так и на итальянском или английском языках.

Крупный итальянский художник Маттиа Прети был посвящён в рыцари Мальтийского ордена (за что известен под прозвищем «Мальтийский кавалер») и провёл заключительные годы своей жизни на Мальте. Единственным мальтийским скульптором, получившим международное признание, стал в первой половине XX века Антонио Шортино.

Музей «The Limestone Heritage Park&Gardens» посвящён истории строительства зданий и сооружений на Мальте с использованием традиционного материала — известняка. Экскурсия начинается с восьмиминутной презентации в кинозале, затем самостоятельная прогулка с аудиогидом по парку с диорамами, демонстрирующими старинные и современные методы добычи и обработки камня, изделия из камня, используемые в быту древних мальтийцев. На территории парка есть 30-метровый водопад, пруд, старинный колодец, зоопарк с типичными мальтийскими птицами и животными. В музее представлена коллекция окаменелых древностей — скелеты, зубы доисторических животных, моллюски, возраст которых достигает несколько сотен миллионов лет. На территории комплекса есть кафе и один из лучших сувенирных магазинов. Добраться можно из Валлетты на автобусе № 89. Работает без выходных.

ВИЗА

наверх

Так как с 21 декабря 2007 года Мальта вступила в Шенгенское соглашение, визу в аэропорту получить больше нельзя. Однако появилось иное преимущество: возможность посещать другие шенгенские страны, открывая мальтийскую визу. Итак, необходимые документы для получения визы: загранпаспорт, срок действия которого составляет не менее трёх месяцев с момента окончания поездки; две недавние цветные фотографии 3,5×4,5 см на светлом фоне, без уголков и овалов; анкета, заполненная на английском языке и подписанная лично заявителем; оригинал справки с места работы с указанием стажа работы, должности и оклада; подтверждение наличия достаточных денежных средств для осуществления поездки (справка из банка, кредитная карта и выписка с лицевого счёта с печатью банка) из расчёта 48 EUR на человека в сутки.

Ко всем документам на русском языке необходимо приложить перевод на английский. Нотариального заверения перевода не требуется.
Если в паспорте стоит действующая Шенгенская виза, мальтийская виза не нужна. Стандартный срок оформления краткосрочной визы — 7 рабочих дней.

Сайт мальтийского визового центра.

Таможенные правила

Ввоз и вывоз иностранной валюты не ограничен. Если туристы въезжают с территории стран, не входящих в ЕС, суммы свыше 10 000 EUR им обязательно нужно декларировать.

Лицам старше 18 лет, въезжающим из стран, не входящих в таможенную зону ЕС, разрешен беспошлинный ввоз 200 сигарет или 100 сигарилл или 50 сигар или 250 гр табака, литра крепких спиртных напитков (крепче 22°) и двух литров вина, парфюмерии в пределах личных потребностей.

Запрещен ввоз без ответствующего разрешения наркотиков и наркосодержащих препаратов, медикаментов, огнестрельного оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, порнографии, растений, цветов, почвы, животных и птиц, мяса домашней птицы и продуктов из него, а также радиопередающих устройств и контрафактной продукции.

Также запрещен вывоз предметов и вещей, представляющих историческую или художественную ценность.

ТРАНСПОРТ

наверх

Дороги и правила вождения.  Движение левостороннее, необходимо к этому как можно скорее приспособиться и соблюдать осторожность. Состояние основных дорог на Мальте хорошее, хотя они достаточно узки и имеют по одной полосе движения в каждую сторону. Второстепенные дороги часто находятся не в лучшем состоянии, да к тому же почти не освещены в ночное время, извилисты и со значительным перепадом высот.

Следует проявлять особую бдительность в отношении идущих по обочинам пешеходов. Из-за узости трассы люди вынуждены идти прямо по краю полосы движения, что создает множество аварийных ситуаций, опасность для жизни пешеходов и стрессы для водителей. Ограничения скорости — 60 км/ч на шоссе и 40 км/ч в городе.

Местный автопарк представляет собой пеструю смесь из автомобилей практически всех производителей конца ХХ века. Некоторые выпущены в 50-70-е годы, поэтому следует быть особенно осторожным при оценке возможностей соседей по дороге. Мальтийские водители обладают крайне буйным темпераментом и часто нарушают самые элементарные правила дорожного движения.

Пешеходные переходы обозначаются не только полосами на асфальте, но и двумя оранжевыми фонарями (по одному на каждой стороне улицы), а также ночной подсветкой.

Парковка в неположенном месте наказывается штрафом до 10 евро или эвакуацией машины. В крупных городах есть официальные платные многоярусные парковки, а также бесплатные парковки, выделенные специальной разметкой. Ни в коем случае нельзя вставать вдоль жёлтой линии, рядом с автобусными остановками, на местах для инвалидов (помечены надписью Disabled) и так далее. Передвижение на автомобиле по историческому центру Валлетты запрещено.

Дорожные знаки оставляют желать лучшего: их мало и они не всегда однозначно понятны. На мальтийских дорогах крайне сложно ориентироваться без карты — указатели расставлены хаотично и часто противоречат сами себе.

Авиаперезки. В силу малых размеров страны внутреннее авиасообщение ограничивается регулярными вертолетными рейсами авиакомпании Air Gozo (www.airgozo.com) из Валетты на близлежащий остров Гоцо. Вылеты каждые полтора часа. Данные рейсы почти не востребованы у туристов, поскольку они на несколько порядков дороже парома (стоимость перелета в обе стороны — $120-150), а экономия времени минимальна.

На Мальте два аэропорта: международный аэропорт Мальта, также называемый Luqa airport (www.maltairport.com), и маленький аэродром на острове Гоцо, ориентированный на вертолетные рейсы из Валетты.

Автобусное сообщение. В июле 2011 года на Мальте была организована новая транспортная сеть. Старые желтые Malta Bus, истинные раритеты середины XX века, были заменены современными комфортабельными автобусами. В результате реорганизации были изменены номера маршрутов, однако часть автобусных маршрутов, не требующих модернизации, сохранилась без изменений.

Основной вид общественного транспорта на Мальте — автобусы, работающие круглосуточно. Маршруты общественного транспорта преимущественно отходят от центрального терминала перед въездом в Валлетту и расходятся по всему острову. Такие маршруты имеют двузначные номера, при этом номера одного десятка основную часть пути следуют по идентичному маршруту, лишь в конце расходясь по разным населенным пунктам. Схема маршрута также наклеена на бортах автобусов. Перед посадкой необходимо уточнять номер маршрута, указанный на лобовом стекле водителя, поскольку автобусы нередко перекидывают с маршрута на маршрут.

Номера маршрутов, начинающиеся с сотни, — местные, курсирующие в пределах одного населенного пункта или города. При этом автобусы по таким маршрутам ходят довольно редко.

Междугородние автобусные маршруты начинаются с двухсотых номеров. При этом транзитные автобусы не заезжают в Валлетту.

По острову Гозо курсируют автобусные маршруты, начинающиеся с трехсотых номеров.

Маршруты, соединяющие населенные пункты Мальты с аэропортом, обозначаются буковой Х.

Ночные автобусы, курсирующие после 23:00, обозначаются буквой N. Маршрутная сеть ночных автобусов не совпадает с маршрутами дневных, за редким исключением. Ночные автобусы отходят не из Валлетты, а из Сент-Джулиана — главного туристического центра Мальты, где сосредоточено большинство ночных заведений страны.

В ходе реорганизации транспортной системы на Мальте все старые остановки были заменены новыми; тем не менее, часть остановок до сих пор обозначена прикрепленными на столбы табличками с указанием расписания и номерами маршрутов. На верхней строке таблицы указан город, под ним — название остановки. Уточнение города важно: большинство населенных пунктов в центральной части страны срослось в агломерацию и не всегда понятно, в какой части города находится остановка. Также на схеме указаны номера проходящих маршрутов и конечные остановки. Каждый маршрут имеет определенный цвет, который совпадает с обозначенными на транспортной карте, которую можно взять бесплатно на центральном терминале, а также крупных остановках.

Все остановки — по требованию, чтобы выйти, надо дернуть за специальный шнурок, соединенный со звонком, или нажать на кнопку у окна. Остановить автобус несложно простым голосованием на обочине, при этом если просто стоять на остановке, то водитель может проехать мимо. Также водитель может не остановиться, если автобус полон.

Билеты продаются на остановках и на входе в автобус в специальных автоматах, также билеты можно приобрести у водителя. Билеты печатаются на термоленте. Штраф за безбилетный проезд составляет 10 евро, однако контролеры на автобусных маршрутах — довольно редкое явление.

Стоимость билетов на одну поездку с 3 июля 2011 года выросла в пять раз — с 0,47 евро до 2,20 евро, при этом билет допускает пересадку в течение двух часов. Стоимость суточного билета — 2,60 евро; недельного — 12 евро.

В ходе реорганизации транспортной системы Мальты было закуплено 265 автобусов; теперь основу парка составляют китайские автобусы King Long с хорошей системой кондиционирования и возможностью размещения людей с ограниченными возможностями. Также на Мальте курсируют английские автобусы Optare Solo и поддержанные низкопольные Mercedes Citaro Gs. По городскому маршруту 133 в Валлетте курсируют два небольших микроавтобуса BlueBird, поскольку на узких улочках мальтийской столице другие автобусы проехать не в состоянии.

Водный транспорт. Важное значение для этого островного государства имеют паромные переправы между Мальтой, Гоцо и Комино. Паромы ходят с 6.00-6.45 до 23.00 с интервалом 20 минут, время в пути — полчаса, стоимость проезда в обе стороны — 4 евро для взрослого и 2 евро для ребенка (провоз автомобиля в оба конца обходится в 7-10 евро) для линии Мальта — Гоцо. Также все прибрежные города соединяются частными катерами — как регулярными, так и экскурсионными.

Такси на Мальте очень распространено в силу проблемности многих маршрутов общественного транспорта. Существуют два вида машин — чёрные (работают только на заказ, тариф меньше стандартного примерно на четверть) и белые (стоимость поездки назначает водитель). Рекомендуется выбирать машину только со счетчиком, в противном случае о стоимости поездки придется договариваться с водителем, а тот может и обсчитать. Стоимость проезда весьма высока — проезд из Валетты в аэропорт обойдется в 12-15 евро, из Валетты в Слиму — в 8-12 евро, из Слимы в аэропорт — в 20 евро, в Мдину — в 25-30 евро и так далее.

ЧАЕВЫЕ

наверх

10% от стоимость заказа

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

наверх

Используются 13-амперные прямоугольные розетки для тройной вилки. Напряжение в электросети 220/240 В, 50 Гц, при этом в гостиницах оно обычно указывается на специальных табличках. Встречаются как двух-, так и трехполюсные розетки. Адаптер можно получить на ресепшн отеля под залог или купить. В высококлассных отелях переходник имеется уже в номере.

КУХНЯ

наверх

Любителям отведать изысканную, вкусную еду ресторанчики Мальты предлагают колоритные, национальные блюда на любой вкус.

Мальтийский хлеб – это минимум опасно привлекательного сахара и максимум магического вкуса, от которого невозможно оторваться.
Мальтийский хлеб делают по-прежнему по старым рецептам в старинных огромных печах, соблюдая вековые традиции, которые в буквальном смысле слова передаются от отца к сыну – старший сын наследует хлебопекарню и продолжает дело отца. Строго на рассвете начинается это непростое кулинарное «колдовство» и утром в маленьких частных магазинчиках появляется в весьма ограниченных количествах свежий, пористый с хрустящей бронзовой корочкой хлеб, заботливо заранее разрезанный специальными машинами на кусочки и упакованный в пакеты. Сам его так не разрежешь, у него очень крепкая корочка и очень мягкое, воздушное тесто.

Вкус хлеба не поддается описанию, он и не сладкий и не соленый, он и не белый и не черный, он просто…. очень вкусный! И соль ему не помешает с оливковым маслом (мальтийцы любят так его есть как закуску перед обедом) и сладкий джем к чаю его может дополнить, оттеняя натуральный вкус экзотических фруктов. Попробуйте джем из кактуса или граната! А может вам больше понравится из инжира или мяты – кто знает?

Рыба и морепродукты – это особенная любовь мальтийцев, которые тщательно следят за своим здоровьем. Все это должно быть только свежим, лучше всего, если рыба, креветки и прочие морские обитатели на кухне появились живыми. Шеф-повар обязательно покажет вам, попросит вас самостоятельно выбрать рыбу для приготовления и спросит, как именно вы хотели бы, чтобы она была приготовлена. Если у вас нет особых пожеланий, то он это сделает по традициям, но если вы хотите что-то особенно привычное для себя, то будет внимательно слушать ваш рецепт, и, поверьте, сделает именно так, как вы пожелаете. Проверено на практике!

Особое восхищение вызывают осьминоги в любом кулинарном виде. Это может быть и обожаемая мальтийцами паста, это и салат, и, конечно, самостоятельное блюдо. Всегда это нежное, утонченного вкуса блюдо! Вы можете самостоятельно купить живого осьминога на утреннем базаре в Марсашлоке в субботу, но… перед приготовлением его обязательно сначала надо будет заморозить!.. А вот гигантские креветки, которые в изобилии на базаре замораживать нельзя, ибо они потеряют все — и свою нежность и сочность!

 Красная рыба – свежесоленая слегка прикопченная продается как в ресторанчиках, так и в специальных магазинах. Они каждый раз с гордостью говорят: «Из Норвегии!» Удовольствие это не совсем дешевое, но вкус того стоит! В свежем виде ее также могут приготовить по вашему вкусу – гриль и что другое будет угодно вашей душе! И непременно вы получите лимон, сок которого обязателен на дымящемся блюде из рыбы! Сами же они разводят в море (в специальных загонах) туну, которую потребляют в огромных количествах!

Мальтийская паста. Ох уж эта паста! Мальтийцы готовы есть ее утром, днем и вечером, каждый день и даже в праздники! Нет ничего любимее пасты! Но в этом мастерстве наверно нет им равных! Вы очень их обидите, если сравните пасту с нашими макаронами и скажете (упаси Вас Боже!), что от нее полнеют! Паста – это всегда кулинарная фантазия повара, это всегда особое творчество мужчин на кухне! Традиционно мужчины сами кухарят дома по выходным, освобождая жен от изнурительной, как они говорят, домашней работы.

Какие они только соусы не придумывают! С чем только они пасту не смешивают!! А сверху еще и положат ракушки для красоты и особого вкуса! И всегда это будет тарелка необъятного размера, и одному вам с этим блюдом не справиться! Но нет проблем! Даже если вы в ресторане, вы спокойно можете попросить второй комплект столовых приборов, и смело есть вдвоем из одной тарелки!

Добавить комментарий