Кносский дворец на Крите. Греция

КАРТА

ФОТО

ВИДЕО

В 70-е годы XIX века один критский купец обнаружил на своем участке подозрительно большие горшки и руины древних построек. Купцу перелопатили весь двор и не напрасно. В результате раскопок был найден знаменитый Кносский дворец (Cnossus) — это был самый роскошный и самый большой на острове дворец размером примерно 180 х 130 м, вмещавший в себя более 1000 помещений, развитую систему канализации, склады, залы и дворы.

Первый дворец был возведен около 2000-1700 г. до н. э., «раннедворцовый период», на остатках находившегося здесь ранее неолитического поселения. По подсчету ученых, дворец был разрушен как минимум дважды (во время землетресений и цунами во второй раз). И каждый раз на месте старого дворца вырастал новый больших размеров. Последний дворец был построен примерно в 1700 г. до н.э. Он занимал площадь в 16 тыс.кв.м. Огромное сооружение состояло из цепочки разновеликих построек. Архитектура дворца абсолютно безсистемна и хаотична. Однако даже в этой причудливой постройке существовали свои законы. При строительстве учитывался климат острова. Многие из комнат Кносского дворца были вырублены в склоне скалы. Там прохладно летом и тепло зимой. Самостоятельные здания возводились из грязевого кирпича и прикреплялись деревянными каркасами к колоннам. Частные жилые помещения, залы, мастерские и ванные комнаты составляют единый комплекс, который окружает центральный внутренний двор. Одной из самых интересных особенностей Кноса являются огромные лестницы. Они построены из больших каменных блоков и выглядят весьма современно. Центральная лестница, ведущая к частным жилым помещениям, имела дренажный канал. Прочные каменные желоба направляли поток сточных вод. Питьевая вода поступала во дворец по глиняным трубам и хранилась в цистернах.

Помещения для царской семьи располагались отдельно. Покои правителя состояли из светлых комнат, украшенных настенными росписями. В другой, предполагаемой женской части дворца были приемная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения. Дворец оборудован разветвленной сетью коммуникаций – бассейны, ванные, уборные обслуживались канализационными каналами, в виде глиняных труб различного диаметра. Фрески писались красками по сырой штукатурке. Древние мастера обычно изображали ритуальные действия или растения, но чаще всего встречается узор в виде бегущей волны. Вообще движение и переменчивость — отличительная черта критского искусства. Нет застывших поз. Лица людей разнообразны, что наталкивает на мысль о портретной живописи. Цветовая гамма была весьма обширна: от черного до бледно-голубого. Но в основном преобладал густой красный цвет в сочетании с черной отделкой. В комнатах, где совершались ритуальные жертвоприношения, посередине располагался квадрат красного цвета. Здесь животное истекало кровью. Такой квадрат имелся и в знаменитом тронном зале Кноса. Самый древний в Европе трон обращен к северу. От него в разные стороны убегали невысокие каменные скамеечки. Здесь проходили не только ритуальные действия, но также решались государственные дела. Кровавого цвета были и колонны дворца. Могучие столбы, подпиравшие деревянную крышу, не расширялись, а сужались книзу. Специальные отверстия в потолке пропускали свет в помещение. Световые колодцы доходили до первого этажа, создавая различную степень освещенности.

Необычными показались ученым и детали дворца. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название «иррациональных». Книзу они не расширялись, как в постройках других древних народов, а сужались. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершался капителью в форме круглого валика и лежащей на нём квадратной плиты. Нередко колонны были покрыты своеобразным зигзагообразным узором. Ствол их не был уподоблен растительным прототипам египетских опор, повторявших форму тянущихся вверх стеблей папируса или лотоса. В кносской колонне нет сходства с образами живой природы. Зодчий отказался от подражания природе, выступавшей в египетской архитектуре, нашел для элементов сооружения язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях, и обнажил сущность колонны как опоры, выделив и подчеркнув именно эту ее функцию.

Таинственная игра света и тени, кровавые стены и запутанная постройка всего сооружения в целом создавали несколько мрачную обстановку внутри дворца. Тягостное ощущение усугублялось повсеместным изображением бычьих рогов и ритуальных двойных топоров — лабрисов. Есть мнение, что благодаря лабрису Кнос получил название «Лабиринт», то есть «дворец двойного топора». На западной стороне сооружения возвышались огромные бычьи рога. Выполненные из камня, они напоминали о непредсказуемом характере животного. Критяне считали, что землетрясение — это результат гнева быка. Соответственно, божество всячески задабривалось. Ему приносили в жертву различных животных, точнее, их кровь. Также проводилась специальная церемония — тавракатапия. Девушки и юноши должны были схватить быка за рога и перепрыгнуть через его спину.

Столица древнего Крита, по всей вероятности, была мало притягательным местом для прочих жителей острова. Еще в те давние времена Кнос прославился как дворец, в стенах которого живет чудовище — Минотавр. Согласно легенде, царь Крита Минос решил отомстить за гибель своего сына. Он потребовал с жителей Афин ежегодную дань в виде семи юношей и семи девушек. Жертвы Аттики отдавались на съедение человеку-быку. Но, как известно, славный герой Тезей с помощью дочери Миноса Ариадны извел чудовище. Миф о Минотавре, возможно, вымысел, но как объяснить найденные в результате раскопок кости 372 человек? Останки были обнаружены в огромных сосудах. Они находились в подвале одного из зданий дворца. Ученые предполагают, что жертвам было примерно от 10 до 15 лет. Самое поразительное, что кости имеют вид, как будто их готовили для употребления в пищу. Есть мнение, что это те самые девушки и юноши, которые прыгали через быка. Но кто ел этих невинных созданий — бык или сами жители дворца, остается загадкой.

Основных версий гибели дворца две.  На основании первой древние источники и ряд современных отождествляют жителей Крита данного периода с Атлантидой. А вторая говорит, что при раскопках не были найдены трупы людей и животных. По современой версии жители Кносса и других дворцов Крита в 1450 г. до н.э. покинули остров и раселились на побережье. В пользу этой версии говорит то, что у этрусков, а также в Палестине найдены артефакты более позднего периода тождественые найденым во дворцах.Почти все сохранившиеся до настоящего времени развалины относятся к периоду до 1450 г. до н. э., так называемому новодворцовому периоду. Систематические раскопки территории начались с 1900 года английским археологом Артуром Эвансом.

Находится дворец, вернее его остатки,  в 5 км к югу от современного Ираклиона.

ФОТОГРАФИИИ КНОССКОГО ДВОРЦА НА КРИТЕ, ГРЕЦИЯ

наверх


КНОССКИЙ ДВОРЕЦ НА ВИДЕО

наверх



РАСПОЛОЖЕНИЕ КНОССКОГО ДВОРЦА НА КАРТЕ МИРА

наверх



Просмотреть Путеводитель по планете Земля на карте большего размера

Читайте также:

Добавить комментарий