Италия

ИТАЛИЯ


Просмотреть Путеводитель по планете Земля на карте большего размера

ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ:
Итальянская Республика
РЕЛИГИЯ:
католицизм
ПОГОДА
ТЕРРИТОРИЯ:
301 230 км² (70-я в мире)
ВВП:
$ 1 771 трлн
ПРИРОДА
СТОЛИЦА:
Рим
ТЕЛЕФОННЫЙ КОД:
+39
ИСТОРИЯ
КРУПНЫЕ ГОРОДА:
Рим, Милан, Неаполь, Турин, Венеция
ДОМЕН:
.it
КУЛЬТУРА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ:
парламентская республика
ЧАСОВОЙ ПОЯС:
UTC +1
ВИЗА
ДЕНЕЖНАЯ ЕДИНИЦА:
евро
ФЛАГ ТРАНСПОРТ
НАСЕЛЕНИЕ:
60 605 тыс чел (36)
ГЕРБ ЧАЕВЫЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК:
итальянский
ГИМН ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
ОСОБЕННОСТИ КАРТЫ КУХНЯ

Италия (итал. Italia, официальное название — Итальянская Республика (итал. Repubblica Italiana)) — государство на юге Европы, в центре Средиземноморья. Название произошло из греческого языка.

Граничит с Францией на северо-западе (протяжённость границы — 488 км), со Швейцарией (740 км) и Австрией (430 км) — на севере и со Словенией — на северо-востоке (232 км). Также имеет внутренние границы с Ватиканом (3,2 км) и Сан-Марино (39 км).

Занимает Апеннинский полуостров, Паданскую равнину, южные склоны Альп, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов.

Италия поделена на 20 областей, включающих в качестве административно-территориальной единицы 110 провинций. Провинции в свою очередь делятся на коммуны, в общей сложности коммун 8101. В автономных областях есть свои парламенты — областные советы и правительства — джунты, обладающие полномочиями в вопросах местного самоуправления.

АБРУЦЦО МАРКЕ
АПУЛИЯ МОЛИЗЕ
БАЗИЛИКАТА ПЬЕМОНТ
ВАЛЛЕ-Д’АОСТА САРДИНИЯ
ВЕНЕТО СИЦИЛИЯ
КАЛАБРИЯ ТОСКАНА
КАМПАНИЯ ТРЕНТИНО-АЛЬТО-АДИДЖЕ
ЛАЦИО УМБРИЯ
ЛИГУРИЯ ФРИУЛИ-ВЕНЕЦИЯ-ДЖУЛИЯ
ЛОМБАРДИЯ ЭМИЛИЯ-РОМАНЬЯ

ФЛАГ ИТАЛИИ

наверх

Флаг Италии

Флаг Италии — один из государственных символов Итальянской Республики, представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх вертикальных равновеликих полос: зелёной у древкового края, белой — в середине, и красной — у свободного края полотнища. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.

Итальянский флаг, разработанный при Наполеоне, приближен к дизайну революционного флага Франции. За основу взяты геральдические цвета Милана (крест Амвросия Медиоланского), белый и красный, а также зелёный — цвет формы местной полиции (одежда полицейских была бело-зеленого цвета, позднее добавили красный цвет, когда полиция стала Национальной Гвардией Италии). Утверждён как флаг Циспаданской республики 9 декабря 1797 года. Впоследствии эти же цвета использовались во флаге наполеоновского королевства Италия.

После падения Наполеона использование триколора было прекращено до эпохи Рисорджименто. Именно под этим флагом с подачи Гарибальди произошло объединение Италии. В объединённом Итальянском королевстве на триколор был наложен традиционный герб правящей Савойской династии.

На сегодняшний день сами итальянцы говорят о значении цветов на флаге Италии так: зеленый — надежда, белый — вера, а красный — любовь.

6 июля 2005 года парламент Италии принял закон, в соответствии с которым в Италии за надругательство над национальным флагом будут брать штраф от 1000 до 1500 евро.

ГЕРБ  ИТАЛИИ

наверх

Герб Италии

Эмблема Республики Италии является её официальным символом с 5 мая 1948 года.

Решение о введении новой эмблемы Итальянской республики было принято правительством Альчиде де Гаспери в октябре 1946 года. Дизайн был выбран путём публичного конкурса, условием которого было запрещено использовать политические символы.

Победителем стал Паоло Пашетто, профессор Римского института высокого искусства. Новая эмблема была принята парламентом в феврале 1948 года и утверждена Президентом Энрико де Никола в мае того же года.

Эмблема содержит белую пятиконечную звезду с красными краями, наложенную на зубчатое колесо с пятью спицами, стоящее между оливковой ветвью слева и дубовой справа. Зелёные ветви связаны вместе красной лентой с надписью «Итальянская Республика» (итал. REPVBBLICA ITALIANA) заглавными белыми буквами.

Основной элемент — пятиконечная звезда — древний символ Италии, означающий защиту нации известна как Stellone d’Italia. Использовалась на гербе королевства Италии с 1890 года.
Зубчатое колесо означает первую статью конституции, где сказано
«Италия — демократическая республика, основанная трудом.»
Оливковая ветвь означает мир, внутренний и внешний. Как написано в ст. 11 конституции
«Италия отвергает войну как инструмент агрессии»
Дубовая ветвь означает силу и достоинство итальянских людей.
Вместе оливковая и дубовая ветвь характеризуют пейзаж Италии. 

ГИМН  ИТАЛИИ

наверх


Гимном современной Италии является «Песнь итальянцев» (итал. Il Canto degli Italiani), также известная под именами «Братья Италии» (итал. Fratelli d’Italia) по словам первой строки и «Гимн Мамели» (итал. Inno di Mameli) по имени автора.

Текст гимна был написан осенью 1847 года Гоффредо Мамели, музыка была написана Микеле Новаро немного позднее.

С 12 октября 1946 года являлся временным гимном страны вплоть до 17 ноября 2005.

В девяностых годах шли споры о замене данного гимна другим, более подходящим, каким являлся, на взгляд противников Fratelli d’Italia, гимн Va’ pensiero на музыку Джузеппе Верди. Сторонники же данного гимна утверждали, что не имеет смысла менять гимн с шестидесятилетней историей. Согласно референдуму официальным гимном Италии был оставлен Fratelli d’Italia. 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ИТАЛИИ 

наверх

Государственный строй Италии по типу являет собой конституционную парламентскую республику с двухпалатным парламентом, который включает в себя депутатские палаты, а также Сенат Итальянской республики. Президент страны избирается парламентом на семилетний срок. Назначение председателя Совета министров и формирование Кабинета министров находится в руках главы государства. 

ЭКОНОМИКА ИТАЛИИ 

наверх

Преимущества: громадный государственный бюджет (960 млрд долл. по состоянию на 2009 год, 5-е место в мире), превосходящий, среди прочих, бюджеты Китая и Великобритании. Конкурентоспособный и довольно креативный средний класс. Задает моду во всем мире в области дизайна, производства и продукции одежды и бытовой техники. К ведущим фирмам относятся Fiat (автопром), Montedison (производство пластмасс), Olivetti (коммуникации), Benetton (одежда). Высокопроизводительное сельское хозяйство и производство продукции для туристов, известные дома мод. Огромное культурное наследие делает Италию одной из наиболее привлекательных для туристов стран Европы и мира, с возможностью бесконечного развития туристической отрасли хозяйства.

Слабые стороны: государственный дефицит и рост долга все ещё велики. Малый прирост экономики, неэффективная сфера услуг, которая интенсивно приватизируется. Неравное распределение благосостояния между богатым Севером и бедным Югом, где безработица в 3 раза выше. Недостаточная налоговая дисциплина, улучшающаяся в последнее время. Относительно малые, ориентированные на международную конкуренцию предприятия. Сильная зависимость от импорта энергоресурсов.

Италия — высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Преимущественно индустриальный и высокоразвитый север и бедный, аграрный юг. Валовой национальный продукт на душу населения 30000 долларов в год. Ведущие отрасли промышленности: машиностроение, металлургия, химическая и нефтехимическая, лёгкая и пищевая. Италия входит в число крупнейших производителей и поставщиков на мировой рынок автомобилей, велосипедов и мопедов, тракторов, стиральных машин и холодильников, пишущих и счётных машин, радиоэлектронной продукции, промышленного оборудования, стальных труб, пластмасс и химических волокон, автомобильных шин, а также готовой одежды и кожаной обуви, макарон, сыра, оливкового масла, вина, фруктовых и томатных консервов. Крупное производство цемента, натуральных эссенций и эфирных масел из цветов и фруктов, художественных изделий из стекла и фаянса, ювелирных изделий. Добыча пиритов, руд ртути, природного газа, калийной соли, доломитов, асбеста.

В сельском хозяйстве преобладает растениеводство. Основные культуры — пшеница, кукуруза, рис (1-е место по сбору в Европе; свыше 1 млн т в год), сахарная свёкла. Италия — один из крупнейших в мире и ведущий в Европе производитель цитрусовых (свыше 3,3 млн т в год), томатов (свыше 5,5 млн т), винограда (около 10 млн т. в год; свыше 90 % перерабатывается в вино), оливок. Развиты цветоводство и птицеводство.

Италия — крупнейший район международного туризма (свыше 50 млн человек в год). Туризм в Италии является одним из ведущих секторов экономики и составляет 12 % от ВВП. На долю Италии приходится 5,6 % от мирового туристического рынка. По этому показателю страна занимает 3-е место в ЕС после Франции и Испании. 

ПОГОДА В ИТАЛИИ 

наверх

По климатическим особенностям Апеннинский п-ов и о.Сардиния – типично средиземноморские районы, тогда как Альпы и бассейн По – центральноевропейские. За исключением горных местностей, где температура с высотой понижается, вся остальная Италия наслаждается долгим теплым летом. Зимы на побережье мягкие, с обилием ясных солнечных дней.

Для Севера страны характерно обилие осадков и их равномерное распределение в течение года с максимумом обычно осенью. В средиземноморской Италии выражена летняя засуха, продолжительность которой возрастает к югу, достигая максимума в Сицилии и Апулии.

Средняя температура воздуха в Риме и Флоренции:

Янв Фев Март Апр Май Июнь Июль Авг Сент Окт Нояб Дек
t° C +8 +9 +7 +11 +17 +25 +27 +29 +23 +17 +14 +10

Средняя температура воздуха в Венеции и Милане:

Янв Фев Март Апр Май Июнь Июль Авг Сент Окт Нояб Дек
t° C +8 +7 +10 +18 +22 +25 +29 +28 +24 +15 +11 +6

ГЕОГРАФИЯ И ПРИРОДА ИТАЛИИ 

наверх

Италия — преимущественно горная страна.

На севере — южные склоны Альп с высшей точкой Западной Европы горой Монблан (4808 м), южнее — Паданская равнина; на полуострове — горы Апеннины (высшая точка — гора Корно-Гранде, 2914 м). Также Апеннины делятся на: Лигурийские, Тоскано-Эмилианские, Умбро-Маркские, Абруццкие, Кампанские, Луканские, Калабрийские Апеннины и горы Сабини. Ещё в восточной части полуострова находится полуостров Гаргано, на юго-востоке и юго-западе полуострова Салентина и Калабрия, соответственно. Действующие вулканы — (Везувий, Этна); часты землетрясения.

Омывающие моря — с востока Апеннинский полуостров омывается Адриатическим морем с Венецианским заливом в его северной части. Пролив Отранто между Апулией и Албанией соединяет Адриатическое море с Ионическим. Между Апулией и Калабрией глубоко внедряется в сушу залив Таранто. Очень узкий Мессинский пролив отделяет Калабрию от Сицилии, а Сицилийский (или Тунисский) пролив шириной 135 км — Сицилию от Северной Африки. Тирренское море представляет собой бассейн треугольной формы, обрамлённый Сардинией, Корсикой, Тосканским архипелагом, Апеннинским полуостровом и Сицилией. К северу от Корсики находится Лигурийское море с Генуэзским заливом.

В северо-восточной части острова Сицилия расположены горы Неброди, а в юго-западной части острова Сардиния равнина Кампидано.

Большая часть маленьких островов разделена на архипелаги, например Тосканский архипелаг, который включает остров Эльба, на который был сослан Наполеон Бонапарт.

Самая длинная река Италии По, её длина — 682 км. Крупнейшее озеро — Гарда.

Италия находится в области разломов горных пород, поэтому землетрясения являются нередким явлением. Самые крупные землетрясения, зарегистрированные в XX и в XXI веке.

ВУЛКАНЫ. В Италии есть как действующие, так и потухшие вулканы. Среди них выделяют четыре самых крупных: Этна, Везувий, Стромболи, Вулькано.

ОЗЕРА. Всего на территории Италии расположено около 1500 озёр, большинство из которых — небольшие горные озёра, сформировавшиеся за последние 25 тыс. лет под воздействием ледников. Множество озёр находится в долинах предгорий Ломбардских Альп: Гарда (крупнейшее озеро страны), Лаго-Маджоре, Комо, Изео и Лугано. Эти озёра имеют полу-средиземноморский климат и окружены рощами оливковых и цитрусовых деревьев. Часто используются в целях гидроэнергетики[3].

Значительные по площади озёра Аппенинского полуострова располагаются в кратерах потухших вулканов: Больсена, Альбанское озеро, Браччано и Неми. Имеется прибрежные озёра лагунного типа: озеро Лезина, Варано и Валли-ди-Комаккьо, а также другие озёра: Тразименское озеро (самое крупное на Апеннинском полуострове), озеро Омодео (на острове Сардиния). На территории Италии имеются значительные по размеру области с водопроницаемыми породами, где вода образует подземные реки и озёра, зачастую формируя пещеры, наиболее известные из которых расположены в районах Чивита-Кастеллана и Апулия.

ЖИВОТНЫЙ МИР. Дикие животные обитают преимущественно в горных районах, в Альпах встречаются сурок, дикая кошка, каменная и лесная куницы, горностай и хорёк. Из более крупных млекопитающих в Альпах встречаются альпийский горный козёл (находится под защитой в национальном парке Гран-Парадизо), серна, косуля, рысь, лисицы и волки, в Абруццо встречается бурый медведь. Распространены зайцы и белки, в пещерах встречаются большие подковоносы. На Сардинии обитают лани, муфлоны и кабаны.

На территории Италии всего обитает 400 видов птиц, включая горную куропатку, тетерева, беркута и глухаря. Рептилии представлены гадюками, амфибии — альпийской саламандрой и альпийским тритоном. Среди пресноводных рыб — кумжа, осётр и угорь. Кроме обычных морских рыб, таких как обыкновенная барабулька и морской карась, также представлены (особенно в южной части) белая акула и меч-рыба. Кроме того, такие виды как тунец, макрель, сардина и камбала представляют интерес с точки зрения промышленного вылова. Беспозвоночные представлены красными кораллами и губками.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР. В Альпах сохранились крупные массивы хвойных пород. Преобладающими породами здесь являются: пихты, сосны и лиственницы. На остальной территории страны сохранились только небольшие остатки лесов. В бассейне реки По леса из дуба, вяза, тополя и ивы были уже давно вырублены с целью расширения площади пахотных земель. То же самое случилось с засухоустойчивыми вечнозелеными дубовыми лесами на средиземноморских прибрежных равнинах.
В некоторых местах от этих лесов сохранились заросли кустарников маквис, или маккья. На известняковых почвах им на смену пришли средиземноморские верещатники — гариге.
В некоторых районах Апеннин еще сохранились древостои из дуба, каштана, бука и сосны.

 

ИСТОРИЯ  ИТАЛИИ

наверх

Происхождение слова Italia точно не известно. Согласно наиболее распространённой точке зрения, термин пришёл из Греции и означает «страна телят». Бык был символом народов, населявших юг Италии, и часто изображался бодающим римскую Волчицу. Изначально название Italia применялось только к той части территории, которую теперь занимает Южная Италия (современная провинция Калабрия).

Италию можно по праву считать одним из старейших очагов цивилизации на земле, а Римскую империю, чьи следы до сих пор без труда можно найти в половине Европейских государств, можно без колебаний назвать одной из могущественнейших из когда-либо существовавших. Итальянская эпоха Возрождения также привнесла огромный вклад в мировую историю, а такие люди как Микеланджело или Леонардо Да Винчи известны во всем мире.

2000 г. до н.э. — С этого момента начинается история Итальянского государства, когда переселенцы предположительно с северных областей Европы начали пересекать Альпы и расселяться северо-западнее и восточнее Паданской равнины, поскольку наиболее благодатные для возделывания почвы районы находились в устьях рек Вольтурио, Арно и Тибра.

753 до н.э. — образование Рима — легендарного города на семи холмах, которые сами по себе являлись естественным укреплением, именно поэтому их еще до основания города заселяли крестьяне и скотоводы. Считается, что границы города, будущей столицы Римской Империи, определил Ромул. С этого момента начинается присоединение земель и развитие Римского государства.

509 г. до н.э. — В Риме возникает республиканская форма правления, при которой верховную власть представляли два консула и Сенат. В это время создается институт трибунов — выразителей интересов беднейших слоев населения. Первой победой трибунов было принятие законов в 451 году до нашей эры, которые ограничили произвол магистратов и положили начало римскому гражданскому праву.

450 г. до н.э. — Выходит первый свод законов, так называемые «двенадцать таблиц».

390 г. до н.э. — разграбление Рима галлами, вторгшимися с севера.

270 г. до н.э. — Завоевание всего Аппенинского полуострова римлянами.

264-241 г. до н.э — Первая Пуническая война с Карфагеном, закончившаяся победой римлян.

227 г. до н.э. — Сицилия, Сардиния и Корсика становятся римскими провинциями.

219-222 г. до н.э. — Вторая Пуническая война, снова ее выигрывает Рим.

197 г. до н.э. — Испания становится римской провинцией.

149-146 г. до н.э. — Третья Пуническая война, в результате которой территория Северной Африки и Македония становятся римскими провинциями (Ганнибал потерпел поражение на своей собственной территории).

113 г. до н.э. — Азия становится римской провинцией.

73-71 г. до н.э. — Спартак возглавляет восстание рабов в Италии, но терпит поражение от Красса. Сам Спартак был распят вместе со своими сподвижниками.

49-44 г. до н.э. — После того, как Цезарь являвшийся талантливым полководцем, вместе с верными ему войсками перешел реку Рубикон и войдя в Рим стал диктатором в 46 году до н.э., ситуация в государстве стабилизировалась и гражданские войны прекратились. После убийства Цезаря в 44 году до н.э. , инициатором которого были Брут и Кассий, власть в 43 году до н.э. перешла к Октивиану, принявшему впоследствии титул «Августа» (что означало «почитаемый богами»). Октивиан создал огромную Империю, в которую входили все страны Средиземноморья. Именно этот период можно назвать высшей точкой могущества Рима.

30 г. до н.э. — после поражения Клеопатры Египет становится Римской провинцией.

13 г. — Август становится Верховным Понтификом — главным священнослужителем государственной религии.

14 г. — Август умирает и императором становится Тиберий, что означает начало династии Юлиев — Клавдиев.

37 — 41 г. — Время правления Гая Калигулы.

54-68 г. — Императором является Нерон, которого вынудили в конце его правления совершить самоубийство. В это время проходят военные компании в Армении и Парфии.

64 г. — девятидневный пожар в Риме, после которого начинаются гонения на христиан. По одной из версий, Рим велел поджечь сам Нерон, дабы вид пылающего города пробудил у него вдохновение и помог бы сочинить литературный шедевр.

80 г. — Освящение Колизея и посвященные его открытию игры, которые явились неслыханным событием в то время. В этом же году произошел пожар в Риме и был разрушен Капитолийский храм.

98-117 г. — Правление Траяна. В это время происходят Парфянские войны, а также покорена Дакия (территория нынешней Румынии), аннексируются Армения и Месопотамия, а Римская империя достигает своих максимальных размеров.

212 г. — Император Каракалла, который был впоследствии убит своими врагами, дарует римское гражданство всем жителям римской империи.

235-280 г. — годы смуты в Империи. За это время успело смениться 20 императоров!

260 г. — после долгого преследования христиан, был подписан декрет о разрешения христианства.

306-337 г. — Правление Константина Первого. В это время снова объединяется заметно ослабевшая во время смуты и внутренних раздоров Империя, дается отпор напирающим варварам. За годы его правления была проведена административная реформа, столица была перенесена в Константинополь, а Рим остался столицей западной части империи.

313 г. — Христианство было признано в качестве официальной религии империи.

360-363 г. — правление Императора Юлиана. В годы его правления происходит возврат к язычеству, а армия воюет в Британии с местными племенами.

395 г. — Император Теодор разделил Рим на Западную и Восточную империи.

476 г. — Распад Западной Римской Империи.

586 г. — Захват Северной Италии и Тосканы, а также части Умбрии и Кампании лангобардами. Прочие части Центральной и Южной Италии остались под властью Восточной Римской Империи.

800 г. — Карл Великий, приняв императорский венец из рук папы Льва Третьего, стал императором Западной Римской империи, таким образом произошло разделение духовной и светской власти между папой и императором. Но в результате восшествия на престол Карла Великого, Италия попала в зависимость от Франции, и так начинается иностранное господство над Италией. С началом нашествий в сельской местности стали появляться многочисленные монастыри, и это положило начало оттоку населения из городов в сельскую местность, так как монастыри предоставляли защиту всем тем, кто работал на их землях. Однако, начиная с IX по X век, начинается обратный приток населения в города, особенно те, которые были хорошо укреплены и располагались на высоких холмах. Такие города оборонялись значительно лучше, чем монастыри. Постепенно эти свободные коммуны, или города-государства, усиливались, почти в каждом было своё правительство, а у прибрежных городов был свой флот. Все города должны были подчиняться центральному правительству, но во время долгих периодов отсутствия императора, каждый город вынужден был рассчитывать на собственные силы и способность защищаться.

1454 г. — Документальное закрепление равновесия сил между пятью крупными государствами (Миланским герцогством, Венецианской и Флорентийской республиками, Папской областью и Неаполитанским королевством), множеством мелких графств и синьориями (властью отдельных знатных родов в городах — государствах).

1494-1559 г. — Италия становится разменной монетой в политической игре между Францией и Испанией. Папская область, Флоренция во главе с родом Медичи и Венеция сохраняют самостоятельность. Миланское герцогство и Неаполитанское королевство отходят к Испании. В это же время происходит подъем Савойского герцогства при Эмануэле Филиберто (1528-1580 г.).

1713 г. — В результате войны за испанское наследство савойские герцоги получают Сицилию и королевскую корону. К Габсбургам отходит Ломбардия, а в 1738 г. и Тоскана.

1720 г. — К Савойскому герцогству взамен Сицилии переходит Сардиния, после чего государство начинает называться Сардинским королевством.

1796-1814 г. — Наполеоновский период правления в Италии. В этот период происходит знакомство итальянцев с идеями Французской революции.

1797 г. — Конец Венецианской республики, владения которой отходят к Австрии.

1860 г. — Обьединение Италии под властью короля Витторио Эммануэля Второго из Савойской династии благодаря усилиям Камилло Бенсо Кавуара, его премьер — министра и Джузеппе Гарибальди, захватившего Неаполь при помощи 1000 своих соратников.

1922 г. — К власти в Италии приходят фашисты во главе с Бенитто Муссолини, или, как его еще называли — Дуче.

1935 г. — Италия захватила Эфиопию и объявила её частью итальянской империи, что привело к конфликтной ситуации в отношениях с Францией и Англией и к сближению с Германией — созданием оси Рим-Берлин и вступлению Италии в антикоминтерновский пакт (1936-1937гг.)

1940 г. — Италия вступает во Вторую Мировую войну на стороне Германии.

1943 г. — Пало правительство Муссолини, и были вновь созданы политические партии. В сентябре 1943 года вновь образованное правительство Бадольо подписало мирный договор с Эйзенхауэром, а несколькими днями позже большая часть полуострова была оккупирована германскими войсками. С приходом немецких войск в Италию на оккупированных территориях начало действовать антифашистское сопротивление. Король Витторио Эмануил Третий вместе с правительством бежал на освобожденную союзниками часть полуострова. Таким образом, Италия опять была разделена на две части — Юг, которым по временной договорённости между партиями правил король и оккупированную немцами остальную часть страны, на которой была образована Социальная Итальянская Республика. Правительство освобожденной части Италии подписало с союзниками договор, по которому из противоборствующей страны Италия стала воевать против Германии и участвовала в боевых действиях на стороне союзников на последнем этапе войны.

1946 г. — Проведены выборы в конституционную ассамблею и общенациональный референдум, результатом которого стало провозглашение республики.

1983 — 1986 гг. — Борьба правительства Италии против мафиозных кланов и знаменитых «красных бригад», жертвами которых стали многие люди.

Январь 1991г ознаменован XX съездом ИКП и образованием Демократической партии левых сил и партии Коммунистического воссоздания. 1991—1993 — переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной; операция «Чистые руки» и кризис традиционных правительственных партий.

В 1993 году состоялось присоединение Италии к Маастрихтскому договору.

Резкое усиление коррупции во всех звеньях власти привело к изменению избирательной системы. 4 августа 1993 был одобрен новый закон о парламентских выборах.

Италия имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией (установлены с СССР 7 февраля 1924 года, прерваны Италией 22 июня 1941 года, восстановлены 25 октября 1944 года).

Послевоенная история Италии характеризуется частой сменой правительств. На протяжении первого десятилетия XXI века Сильвио Берлускони трижды становился премьер-министром Италии, то выигрывая, то проигрывая в борьбе с левоцентристской оппозицией.

КУЛЬТУРА  ИТАЛИИ

наверх

Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах. Задолго до возникновения цивилизации Древнего Рима сложились культуры этрусков в Тоскане и греков на юге Италии. После падения Римской империи на территории Италии культура пришла в упадок, и только в 11 в. появились первые признаки ее возрождения. Своего нового расцвета она достигла в 14 в. В эпоху Возрождения итальянцы играли ведущую роль в европейской науке и искусстве. Тогда творили такие выдающиеся художники и скульпторы, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, писатели Данте, Петрарка и Боккаччо.

ЛИТЕРАТУРА. Итальянская литература появилась на европейской арене поздно. Латинский язык использовался в качестве литературного вплоть до 13 в. и сохранял свое значение до 16 в. Разговорный итальянский язык медленно укреплял свои позиции в литературе. Истоки итальянской литературы восходят к традициям придворной любовной лирики, заложенным Сицилийской школой в подражание провансальским образцам. Эта поэзия процветала при дворе Фридриха II в Палермо в начале 13 в. Примерно в то же время в Умбрии под влиянием сочинений св. Франциска Ассизского создавались стихотворения на религиозные темы.

Однако только в Тоскане были заложены основы литературного итальянского языка. Наиболее выдающимся тосканским поэтом был уроженец Флоренции Данте Алигьери, автор Божественной комедии – одного из величайших шедевров мировой литературы. Он сыграл выдающуюся роль в развитии литературы позднего Средневековья, что во многом способствовало превращению тосканского диалекта в общеитальянский литературный язык. Вслед за Данте появились другие литераторы раннего Возрождения – Франческо Петрарка, автор лирических стихотворений и сонетов, и Джованни Боккаччо, заслуживший мировую известность сборником новелл Декамерон.

Данте, Петрарка и Боккаччо предопределили дальнейшее развитие литературы на итальянском языке, а в 15 в. вновь временно возродился интерес к латинскому языку. В 16 в. творили два выдающихся итальянских поэта – Лудовико Ариосто, автор героической рыцарской поэмы Неистовый Роланд , являющейся примером Высокого Возрождения, и Торквато Тассо, автор поэмы Освобожденный Иерусалим , пронизанной духом воинствующего католицизма. В 18 в. возрождаются классическая комедия (Карло Гольдони), трагедия (Витторио Альфьери) и поэзия (Джузеппе Парини). В 19 в. движение за реформы и независимость стимулировало развитие литературы. Алессандро Мандзони – поэт, драматург, критик и романист – прославился своим выдающимся историческим романом Обрученные. Поэзия Джакомо Леопарди была пронизана глубоким чувством любви к родине. После объединения страны главной фигурой в итальянской литературе стал Джозуэ Кардуччи. В 1906 он стал первым из итальянцев, получившим Нобелевскую премию за свои стихотворения, поэмы и исследования по истории итальянской литературы.

Постепенно итальянская художественная литература стала осваивать новые литературные жанры. Сицилийский писатель Джованни Верга, автор повестей о жизни крестьян и рыбаков Южной Италии, основал школу веризма (реализма). Его повесть Сельская честь вдохновила композитора Пьетро Масканьи на сочинение одноименной оперы. Грация Деледда, получившая в 1926 Нобелевскую премию по литературе, написала более 30 романов и несколько сборников рассказов о жизни народа на ее родной Сардинии. В начале 20 в. выделялся писатель Габриеле Д’Аннунцио, в романах которого прославлялся культ сильной личности и критиковалось итальянское общество.

Сразу после Первой мировой войны значительную известность приобрел Альфредо Пандзини, острый и глубокий писатель-юморист. В его лучшем произведении Сказки о добродетели обнажаются человеческие страсти и экономические проблемы современного общества. Итало Свево прославился романом Самопознание Дзено . В это же время творили писатели старшего поколения Риккардо Баккелли, автор исторической трилогии Мельница на По ; Альдо Палаццески, создавший гениальную сатиру в романах Сестры Метерасси и Кодекс Перл ; Джованни Папини, известный своими книгами История Христа , Конченый человек , а также интеллектуальной сатирой Гог ; и Коррадо Альваро, описывавший жизнь крестьян Калабрии.

Выдающимся деятелем итальянской литературы первой половины 20 в. был Бенедетто Кроче, философ, гуманист и критик. Помимо научной деятельности, Кроче был политиком, активно противостоявшим фашизму. В годы фашистской диктатуры многие итальянские писатели были вынуждены эмигрировать; среди них и писатель левого толка Иньяцио Силоне. Он написал романы о жизни людей, населяющих холмистые местности недалеко от Рима ( Фонтамара , Хлеб и вино ) и сатирический памфлет Школа для диктаторов . Карло Леви, врач, художник и писатель, был сослан в Южную Италию, где описал нищету деревенской жизни в романе Христос остановился в Эболи .

Фашизм, война и движение Сопротивления получили отражение в итальянской художественной литературе. Роман Альберто Моравиа Равнодушные изображает конформизм итальянского общества во время господства фашизма. Эта тема обсуждается и в его послевоенных сочинениях, например в Конформисте . Наиболее известные произведения Моравиа – Две женщины , Римлянка , Супружеская любовь , Римские рассказы и Новые римские рассказы . Как и в киноискусстве, в литературе господствующим направлением в период после Второй мировой войны был неореализм, сыгравший решающую роль в возрождении романа в Италии. Романы Джузеппе Маротта ( Золото Неаполя и Святой Януарий никогда не говорит: нет !) и Васко Пратолини ( Герой нашего времени и Повесть о бедных влюбленных ), представляют собой замечательные образцы неореализма, созданные соответственно в Неаполе и во Флоренции. В 1960-е годы такие писатели, как Джорджо Бассани ( Сад Финци — Контини ) и Наталия Гинзбург ( Семейный лексикон ), рассматривают преимущественно проблемы личности. В этих произведениях неореализм уступил место неоавангардизму. Новые направления складывались под сильным влиянием идей писателя Карло Эмилио Гадда.

Международную известность получил сицилийский писатель Леонардо Шаша ( Соль на рану , Мафия Вендетта , Смерть инквизитора , Египетский совет , Благословение ). Международного признания как мастер современной сказки и теоретик литературы добился также Итало Кальвино ( Тропинка к паучьим гнездам, Наши предки , Итальянские народные сказки , Космикомикс , Начало отсчета времени , Если зимней ночью путешественник ) . Роман Умберто Эко Имя Розы стал мировым бестселлером в начале 1980-х годов. Среди более ранних итальянских бестселлеров выделяются повести Джованни Гуарески о Доне Камилло, приходском священнике, боровшимся с местным мэром-коммунистом. В 1958 книга Джузеппе Томази ди Лампедуза Леопард стала первым итальянским романом, который был распродан в количестве 100 тыс. экземпляров за один год. Карло Кассола и Джорджо Бассани были наиболее читаемыми итальянскими писателями в 1960-е годы, а в 1974 роман Эльзы Моранте История побил все предыдущие рекорды популярности. Дино Будзати, Марио Солдати, Оттиеро Оттиери, Беппе Фенольо и Пьер Паоло Пазолини приобрели известность как авторы романов, многие итальянские авторы легко преодолевали барьеры между литературными жанрами и между литературой и журналистикой.

Величайшим итальянским драматургом конца 19 – начала 20 вв. был Луиджи Пиранделло, получивший Нобелевскую премию в 1934. Среди его лучших пьес – Шесть персонажей в поисках автора , Генрих IV , Вы правы ; все они связаны с конфликтом между иллюзией и реальностью и с проблемами нашего времени, которые по самой своей природе неразрешимы. Перу Сема Бенелли принадлежат Маска Брута и Ужин насмешек – исторические трагедии в белых стихах. Тристан и Изольда Этторе Москино, Фантастический Замок грез Энрико Бутти, Орион и Глауко Э.Л.Морселли тоже написаны весьма выразительным белым стихом. Известность Роберто Бракко как драматурга связана с его Маленьким святым – одним из шедевров современной итальянской драматургии. Многим его пьесам присущи явно феминистские мотивы, это психологические и духовные трагедии. Суд над Иисусом Диего Фаббри был поставлен на сценах всей Европы. Со второй половины 1950-х годов драматурги Дарио Фо и Франка Раме тоже добились международного признания своими блестящими сатирическими произведениями.

Итальянская поэзия, подобно итальянскому искусству, в начале 20 в. испытала на себе влияние футуризма – движения, стремившегося отразить новые реалии современной жизни. У его истоков (1909) стоял поэт Филиппо Томмазо Маринетти. Футуризм привлек немногих видных итальянских поэтов, но оказал глубокое влияние на духовную жизнь страны. Впрочем, выдающийся поэт Италии 20 в. Сальваторе Квазимодо не имел ничего общего с футуризмом. Его «герметическая» поэзия воплощала глубоко индивидуальное начало и отличалась высоким мастерством, изящным стилем, отражающим лиричность поэтического вдохновения. Другие признанные представители герметизма в поэзии – Джузеппе Унгаретти и Эудженио Монтале. Квазимодо был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1959, а Монтале – в 1975. Более молодые поэты, завоевавшие признание после Второй мировой войны, – Пьер Паоло Пазолини, Франко Фортини, Маргерита Гуидаччи, Рокко Скотелларо, Андреа Дзанотто, Антонио Ринальди и Микеле Пьерри.

ЖИВОПИСЬ. Истоки художественного величия Италии восходят к 14 в., к произведениям живописи флорентийской школы, величайшим представителем которой был Джотто ди Бондоне. Джотто порвал с манерой византийской живописи, доминировавшей в итальянском средневековом искусстве, и придал естественное тепло и эмоциональность фигурам, изображенным на его больших фресках во Флоренции, Ассизи и Равенне. Натуралистические принципы Джотто и его последователей были продолжены Мазаччо, создавшим величественные реалистические фрески с мастерской передачей светотеней. Другие видные представители флорентийской школы эпохи раннего Возрождения – живописец Фра Анжелико и скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти.

В начале 15 в. Флоренция превратилась в крупный центр итальянского искусства. Паоло Уччелло достиг высокого уровня мастерства в передаче линейной перспективы. Донателло, ученик Гиберти, создал впервые со времен Древнего Рима свободно стоящую обнаженную скульптуру и конную статую. Филиппо Брунеллески перенес стиль Возрождения в архитектуру, Фра Филиппо Липпи и его сын Филиппино писали изящные картины на религиозные темы. Графическое мастерство флорентийской школы живописи развивалось такими художниками 15 в., как Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли.

В конце 15 – начале 16 в. в итальянском искусстве выделялись три выдающихся мастера. Микеланджело Буонаротти, величайший из деятелей эпохи Возрождения, прославился как скульптор (Пьета, Давид, Моисей), живописец, расписавший потолок Сикстинской капеллы, и архитектор, проектировавший купол собора св. Петра в Риме. Картины Леонардо да Винчи Тайная вечеря и Мона Лиза принадлежат к числу шедевров мировой живописи. Рафаэль Санти в своих полотнах (Сикстинская Мадонна, Св. Георгий и дракон и др.) воплотил жизнеутверждающие идеалы эпохи Возрождения.

Расцвет искусства в Венеции наступил позже, чем во Флоренции, и продолжался гораздо дольше. Венецианские художники по сравнению с флорентийскими были менее связаны с определенным направлением, но на их полотнах ощущается кипение жизни, эмоциональная насыщенность и буйство красок, обеспечившие им неувядающую славу. Тициан, величайший из венецианских художников, существенно обогатил живопись, применив свободное письмо открытым мазком и тончайший красочный хроматизм. В 16 в. вместе с Тицианом в венецианской живописи доминировали Джорджоне, Пальма Веккио, Тинторетто и Паоло Веронезе.

Ведущим итальянским мастером 17 в. был скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини, создавший проект колоннады на площади перед собором св. Петра, а также многие монументальные скульптуры в Риме. Караваджо и Карраччи создали новые важные направления в живописи. Венецианская живопись пережила краткий период подъема в 18 в., когда творили художник-пейзажист Каналетто и создатель декоративных росписей и фресок Джованни Баттиста Тьеполо. Среди итальянских художников 18–19 вв. выделяются гравер Джованни Баттиста Пиранези, который приобрел известность картинами руин древнего Рима; скульптор Антонио Канова, работавший в неоклассическом стиле; группа флорентийских живописцев, представителей демократического направления в итальянской живописи 1860–1880-х годов – Маккьяйоли.

Италия дала миру много талантливых живописцев, и в 20 в. Амедео Модильяни прославился своими меланхоличными обнаженными фигурами с характерными вытянутыми овальными лицами и миндалевидными глазами. Джорджо де Кирико и Филиппо де Писис развили метафизическое и сюрреалистическое направления в живописи, завоевавшие популярность после Первой мировой войны. Многие итальянские художники, включая Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Джино Серверини, принадлежали к футуристическому течению, модному в 1910–1930-х годах. Представители этого направления частично унаследовали технику кубистов и широко использовали правильные геометрические формы.

После Второй мировой войны молодое поколение художников в поисках новых путей обратились к абстрактному искусству. Лучо Фонтана, Альберто Бурри и Эмилио Ведова сыграли ключевую роль в послевоенном возрождении итальянской живописи. Они заложили основу того, что позже было названо «искусство нищеты» (arte povere). В последнее время международное признание завоевали Сандро Киа, Миммо Паладино, Энцо Кукки и Франческо Клементе.

Среди видных современных итальянских скульпторов выделяются уроженец Швейцарии Альберто Джакометти, известный искусно выполненными произведениями из бронзы и терракоты, Мирко Базальделла, создающий монументальные абстрактные композиции из металла, Джакомо Манцу и Марино Марини. В архитектуре наиболее прославился Пьер Луиджи Нерви, использующий новые инженерные принципы при строительстве стадионов, ангаров для самолетов и заводов.

МУЗЫКА. Начиная с 4 в. н.э., когда св. Амвросий ввел на Западе греческий стиль в церковном пении, Италия стала лидировать в создании и развитии новых вокальных форм. Именно здесь благодаря творчеству Пьетро Казеллы, друга великого поэта Данте Алигьери, возник мадригал. Эта форма достигла наивысшего развития в 16 в. в лирических и эмоциональных мадригалах Луки Маренцио, напоминающих диссонансные произведения композитора Карло Джезуальдо ди Веноза. В области церковной музыки Италия эпохи Возрождения подарила миру одного из величайших композиторов Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, чьи мессы и мотеты до сих пор используются как совершенные образцы музыкального мастерства.

Итальянское музыкальное искусство достигло высшей точки своего развития прежде всего в опере. Вероятно, первой оперой была Дафна Якопо Пери, написанная в 1594. Вместе с другой оперой Пери Эвридика она послужила стимулом для творчества великого Клаудио Монтеверди, прославившегося тогда своими знаменитыми мадригалами. В Орфее Монтеверди впервые создал истинно современную музыкальную драму. С этого времени опера на протяжении более 100 лет являлась господствующей формой музыкального искусства в Европе, причем тон задавали итальянские композиторы.

Итальянская опера достигла расцвета в 19 в. Великими композиторами в начале этого столетия были Джоаккино Россини, прославившийся Севильским цирюльником и Семирамидой, и его современники Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. В середине 19 в. начался новый подъем оперной музыки. Джузеппе Верди продемонстрировал мастерство в таких драматических шедеврах, как Риголетто, Травиата, Аида и Отелло. В конце 19 – начале 20 в. реализм в опере достигает высшей стадии развития в произведениях Пьетро Масканьи (Сельская честь), Руджеро Леонкавалло (Паяцы), Умберто Джордано (Андре Шенье) и Джакомо Пуччини (Богема, Тоска, Мадам Баттерфляй). Хотя итальянцы до сих пор отдают предпочтение знаменитым операм прошлого, постепенно растет популярность современных произведений. Среди лучших оперных композиторов 20 в. отметим Ильдебрандо Пиццетти (Клитемнестра и Ифигения); Франко Альфано (Доктор Антонио и Сакунтала); Пьетро Каноника (Коринфская невеста и Медея); Луиджи Даллапиккола (Узник) и Гоффредо Петрасси (Кордовано).

Всемирную известность приобрели «Театро дель опера в Риме» и «Ла Скала» в Милане, где ставятся оперные спектакли. Наряду со многими оперными театрами Италии они субсидируются государством. Великолепные оперные сезоны проходят в Неаполе, Палермо, Венеции, Флоренции, Болонье и Турине. В летнее время спектакли на открытом воздухе устраивают в Термах Каракаллы в Риме, на древнеримской арене в Вероне, в замке Сфорца в Милане, на о.Сан-Джорджо в Венеции и в «Театро Медитерранео» в Неаполе. Италия дала миру многих выдающихся оперных певцов, включая теноров Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Тито Скипа, Марио дель Монако, Карло Бергонци и Лучано Паваротти; баритонов Антонио Скотти, Тито Гобби и Джузеппе Таддеи; басов Эцио Пинца и Чезаре Сьепи; сопрано Аделину Патти, Амелиту Галли-Курчи, Ренату Тибальди, Ренату Скотто и Миреллу Френи; меццо-сопрано Чечилию Бартоли.

Итальянцы проявили музыкальные таланты не только в оперном искусстве. Они выступили как новаторы и в других областях музыки. В 11 в. монах Гвидо Д’Ареццо изобрел систему нотного письма (включая знаки ключей), ставшую предшественницей современной музыкальной грамоты. Развитию инструментальной музыки на Западе весьма способствовало творчество композитора эпохи Возрождения Андреа Габриели и его племянника Джованни Габриели. В 17 в. Джироламо Фрескобальди обогатил органную музыку. Арканджело Корелли и Антонио Вивальди были создателями музыкального жанра кончерто гроссо, Алессандро Скарлатти заложил гармонические основы симфонической музыки, а его сын Доменико Скарлатти был одним из основоположников виртуозной игры на клавесине.

В современной музыкальной жизни яркую роль сыграли итальянские дирижеры. Артуро Тосканини и Виктор де Сабата вошли в число выдающихся дирижеров первой половины 20 в. В 1992 три из пяти самых престижных дирижерских постов занимали итальянцы: Клаудио Аббадо в Берлине, Риккардо Кайли в Амстердаме и Риккардо Мути в Филадельфии. Вершины этой профессии достиг Карло Мария Джулини (р. 1914).

БИБЛИОТЕКИ. Во всех крупных и во многих средних городах имеются превосходные библиотеки. Помимо специальных и университетских библиотек, имеются также национальные и провинциальные библиотеки, бесплатно обслуживающие учащихся. Наиболее крупные библиотеки Италии: Ватиканская библиотека, Библиотека Сената, Библиотека Палаты депутатов и Центральная национальная библиотека в Риме; Библиотека Амброзиана, национальная библиотека Брайдензе и библиотека Коммерческого университета Луиджи Боккони в Милане; Библиотека Медичи Лауренциана и национальные библиотеки во Флоренции, Неаполе и Венеции. Для организации временного пользования книгами создана национальная система книгообмена.

МУЗЕИ. Знаменитый Ватиканский музей представляет собой всемирно известное собрание произведений искусства и античных древностей. Другие крупные музеи – Капитолийский музей, галерея Боргезе, Национальный музей и Вилла-Джулия в Риме; галерея Уффици и палаццо Питти во Флоренции, музей Полди – Пеццоли и Пинакотека Брера в Милане, Городской музей в Болонье и Национальный археологический музей в Неаполе.

КИНО. Итальянские кинокартины получили всемирное признание в период после окончания Второй мировой войны, что благоприятствовало стабильному развитию киноиндустрии. В то время утвердилось целое направление в итальянской кинематографии – неореализм.

К числу первых образцов неореалистических фильмов относятся работы режиссеров: Роберто Росселини Рим – открытый город (1945), Чудо (1948); Витторио де Сика Шуша (1946), Похитители велосипедов (1949); Дино де Лауренти Горький рис (1950). Среди других фильмов этого жанра выделяются: Умберто (1952); Крыша (1956) и Две женщины (1961) Витторио де Сика, а также фильм Федерико Феллини Дорога (1954). Впоследствии итальянские режиссеры испытали на себе влияние французского кино новой волны. Здесь можно вспомнить фильмы Росселини Генерал делла Ровере (1959), Феллини Сладкая жизнь (1960) и Микеланжело Антониони Приключение (1961).

Показателем тематического разнообразия итальянских кинофильмов 1960-х годов являются сатирическая комедия Пьетро Джерми Развод по-итальянски (1962) и реалистический фильм Пьера Паоло Пазолини Евангелие от Матфея (1966). Феллини все более уходит в мир фантазии в таких фильмах, как Восемь с половиной (1963), Джульетта и духи (1965) и Сатирикон Феллини (1970). В 1970-е годы итальянские мастера кино начинают проявлять больший интерес к историческим сюжетам. События фашистского периода показаны в фильмах Конформист (1970) Бернардо Бертолуччи, Сад Финци-Контини (1971) Витторио де Сика, в весьма противоречивом фильме Сало, или 120 дней Содома (1976) и Семь красоток (1976) Лины Вертмюллер. Из выдающихся фильмов 1980-х – начала 1990-х годов следует выделить работы Микеланджело Антониони Идентификация женщины (1982), Франко Дзеффирелли Травиата (1983) и Отелло (1984), Федерико Феллини И корабль идет (1983) и Джинджер и Фред (1986), Лины Вертмюллер Ирония судьбы (1984), Джузеппе Торнаторе Кинорай (1989), Джанни Амелио Распахнутые двери (1990), Пупи Авати Повесть о мальчиках и девочках (1991) и Торнаторе Прекрасный для всех (1991). 

ВИЗА В  ИТАЛИИ

наверх

Италия входит в состав стран — участниц Шенгенского соглашения. Гражданам России и СНГ для посещения Италии требуется виза. Все иностранные граждане, которые собираются въехать в Италию, должны по первому требованию уполномоченных лиц предъявить при въезде в страну документы, подтверждающие мотивацию и длительность периода пребывания, а также, в определенных случаях, наличие достаточных финансовых средств и подтверждение наличия жилья.

Более подробную информацию по требующимся документам можно найти на сайте Генерального консульства Италии и на сайте Визового центра Италии в Москве.

Таможенные правила.

Беспошлинно можно ввозить 200 сигарет или 100 сигарилл или 50 сигар или 250 гр табака, 16 л пива и 4 л вина или литр спиртных напитков крепостью свыше 22 °C, 250 мл туалетной воды и 50 мл духов. Также допускается ввоз украшений, двух фотоаппаратов, видеокамеры, радиоприёмника, магнитофона, велосипеда, лодки, двух пар лыж, двух теннисных ракеток, одной байдарки или доски для серфинга.

На ввоз и вывоз местной и иностранных валют никаких ограничений нет. Свободно вывезти можно до 10 000 EUR или эквивалентную сумму в других валютах. Вывоз сумм, превышающих указанную, должен быть разрешён таможенными органами. Для вывоза драгоценных камней, произведений искусства, археологических объектов необходимо предъявить товарный чек и разрешение Министерства изобразительных искусств.

Чтобы вернуть часть налогов по системе «tax free», нужно сделать покупки на сумму от 151 EUR в одном магазине, предъявив загранпаспорт. Правда, магазинов с таким сервисом в стране немного.

ТРАНСПОРТ В ИТАЛИИ 

наверх

В Италии развитая автобусная и железнодорожная сеть общественного транспорта. Практически до любой точки страны добраться не составит труда. Между отдаленными городами обычно удобнее всего перемещаться внутренними рейсами.

Туристический билет на один день (BIG) стоит 3-5 EUR и даёт право на неограниченные поездки на любом виде общественного транспорта. Билет на неделю («Settimanale» или CIS) стоит 12 EUR. Купить его можно только в киосках ATAC.

ТАКСИ. «Поймать» такси на улице довольно сложно. Лучше отправиться на специальную стоянку или вызвать машину по телефону из отеля, бара или магазина. Стоимость проезда около 1 EUR/км плюс стоимость вызова в районе 3 EUR, за багаж тоже берётся дополнительная плата. Действуют наценки за поездки в ночное время, в выходные и праздничные дни. В каждом официальном такси есть специальная табличка на английском языке, на которой указаны дополнительные наценки за багаж, проезд ночью, в воскресные дни и праздники или за дорогу до аэропорта.

АВТОБУСЫ. Система автобусных перевозок весьма развита, но не слишком популярна, так как поездки на поезде значительно дешевле. В городах все остановки междугородного автобуса делаются по требованию.

Не стоит пытаться купить проездной билет у водителя автобуса. В большинстве крупных городов (Рим, Милан, Флоренция) посадку в общественный транспорт следует производить, уже имея на руках билет. К сожалению шанс, что рядом с остановкой будет находиться билетный автомат, близок к нулю — придется бежать до ближайшего газетного или табачного киоска. Для поездок по городу в воскресенье следует запастись билетиками накануне — тогда не придется тратить уйму времени на поиски работающего в этот день киоска. Не следует также забывать прокомпостировать билет при посадке в транспорт.

МЕТРО. Метро Рима состоит всего из двух пересекающихся линий. Цена около $0,65 за билет или $5,8 за блок из 10 билетов. Однодневные проездные, действительные для метро, трамваев и автобусов, стоят $2,35, а недельные — $10,59.

ПОЕЗДА. В Италии используется шесть типов поездов: Eurostar, Eurocity, InterCity, Expresso (останавливаются на главных станциях), Diretto (останавливается на большинстве станций) и Locale (останавливается на всех станциях). Eurostar (ES) — самый дорогой вид поезда, покупать на него билет нужно на определённую дату и час отправления, так как в стоимость билета входит автоматическое обязательное бронирование места. На остальные поезда бронировать место нет необходимости, обычно свободные места есть всегда, за исключением периодов отпусков и праздников (в это время на определённые направления лучше всё-таки бронировать билеты заранее).

На поездах Interregionale (IR, останавливается только в районных центрах), Espresso (Е), Diretto (D) и Regionale (R) действует обычный (самый дешёвый) билет, который нужно прокомпостировать перед посадкой в одном из жёлтых компостеров, висящих на стенах в разных точках вокзала. Для поездки на InterCity (IC) нужно попросить в кассе билет именно на этот вид поезда — он дороже, и в случае необходимости его можно использовать и на других, более дешёвых поездах. При поездке на всех поездах кроме Eurostar можно делать промежуточные остановки (допустимая длительность которых зависит от дальности поездки), а потом ехать дальше другим поездом своей или более низкой категории. Срок действия билета указан на нем самом (24 часа, 48 часов и т. д. с момента компостирования).

В общем и целом путешествие на поездах по Италии нельзя назвать дешевым. Поэтому к планированию поездки следует отнестись серьезно. Турист, приехавший в страну и решивший спонтанно отправиться в железнодорожную поездку, рискует заплатить весьма значительные суммы, порой по стоимости сопоставимые с авиаперелетом. Вместе с тем использование разнообразных региональных проездных билетов (см. раздел «Льготы») позволяет значительно снизить расходы.

Билеты можно приобрести заранее, максимум за 2 месяца до поездки, на центральном вокзале или в агентствах под вывеской FS (Ferrovie dello Stato — Государственные железные дороги). Приобретая билеты через туристические агентства, можно избежать очередей. Зарезервировать места можно за один день в туристическом агентстве и за 3 часа на вокзале. Билеты на поездки в пределах 100 км от Рима можно приобрести в автоматах на станциях.

Для проезда на железнодорожном транспорте действует система льготных проездных. Carta Verde (26 евро) предоставляет путешественникам в возрасте до 26 лет право в течение года приобретать билеты со скидкой 15%. Italian Kilometric Ticket (117-181 евро) предоставляет льготы для путешествия семьей при поездках на расстояние до 3 тыс. км с 20 пересадками. 

АРЕНДА АВТО. Чтобы взять авто напрокат, нужны водительское удостоверение международного образца (большинство довольствуется обычными российскими правами), кредитная карта (или в некоторых случаях денежный залог), крупные прокатные компании также требуют, чтобы водители были не моложе 25 лет.

При бронировании авто стоит немного переплатить и взять услугу full insurance (полная страховка, от 10 EUR в день), которая включает оплату любыех царапин и помятостей, которые водители могут приобрести в поездке.

ПДД. Ограничение скорости в населенных пунктах составляет 50 км/ч, 90 км/ч на обычных дорогах, 110 км/ч на шоссе и 150 км/ч на автострадах (обозначаются знаками и разметкой зелёного цвета). При движении по автостраде необходимо занимать самую правую из свободных полос, запрещено менять направление движения, особенно вблизи поворотов и съездов с трассы, а также занимать резервные полосы. Велосипедам и мотоциклам с объемом двигателя менее 150 куб. см выезд на автострады запрещен. Выход на автостраду с целью «поймать» машину также считается серьезным нарушением. Главные автострады Италии платные, стоимость проезда (pedaggio) рассчитывается исходя из тарифа (la tariffa), умноженного на километраж. Тарифы обозначены на всех въездных порталах автострад и зависят от типа автомобиля и характеристики автострады. Оплата производится с помощью билетов (на въезде получается, на выезде оплачивается), которые можно оплатить с помощью банковских карт (терминалы обозначаются транспарантом CARTE), наличными (терминалы белого цвета с кассой) или с помощью системы бесконтактной автоматической оплаты TELEPASS (желтые ворота с такой же дорожной разметкой и надписью TELEPASS, подробную информацию о принципе работы и методах оплаты можно получить по бесплатному телефону 800-269-269).

Кроме автострад существует очень хорошо развитая система бесплатных дорог. Считается, что на севере и в центре страны дороги гораздо лучше, чем на юге, однако на практике и там, и там есть как первоклассные шоссе и внутренние трассы, так и неухоженные дороги всех уровней. Чтобы сориентироваться в них на месте, проще ехать за общим потоком автотранспорта местных жителей (если это, конечно, совпадает с направлением движения самого туриста). В городах движение достаточно неоднородное — на крупных центральных улицах машины идут сплошным потоком, из которого зачастую бывает непросто найти съезд на нужную улицу. В то же время на периферийных улочках, часто очень узких, да еще к тому же заставленных всякими лавочками и кафе, автомобили нередко следуют в общем потоке вместе с пешеходами (сигналить в спину пешеходам или мигать фарами, требуя освободить дорогу, здесь не принято — все участники дорожного движения имеют равные права). Если переход не оборудован светофором, право преимущественного пересечения дороги имеет пешеход, а не автомобиль!

В населённом пункте запрещён обгон транспортного средства, остановившегося для высадки или посадки пассажиров, а также обгон вблизи перекрёстков. Нельзя использовать звуковые сигналы за исключением случаев, когда есть угроза для жизни. Запрещено использовать дорожные полосы, ограниченные жёлтой разметкой — они предназначены для такси и общественного транспорта.

Ремни безопасности (cinture di sicurezza) обязательны, для детей ростом менее 1 метра необходимо специальное кресло. Также обязательно наличие всех работающих габаритных огней (в некоторых районах страны в зимний период обязательны включенные фары днем) и всех документов на арендованную машину. Если нужно выйти из машины, находящейся на дороге (при аварии, поломке и проч.), водитель обязательно должен надеть специальный жилет из светоотражающего материала (giubbetto rifrangente omologato, продаются на автозаправочных станциях) и выставить знак аварийный остановки (светоотражающий треугольник, triangolo rifrangente). Аварийный треугольник и жилет обязательно должны находится в каждом автомобиле, а вот наличие дорожной аптечки в Италии не обязательно.

В крупных городах улицы исторического центра в определенные часы закрыты для автомобилей, также очень остро стоит проблема парковки. Итальянские водители часто паркуются на любом свободном пятачке, не очень беспокоясь о действиях полиции. Туристам же так себя вести не рекомендуется — и сами прокатные машины (особенно с номерными знаками других регионов) сразу привлекают к себе внимание полиции, и «насиженные места» для подобных эрзац-парковок, как правило, неизвестны. Запрещено парковаться на стоянках, ограниченных жёлтой линией. Парковки, ограниченные синей линией, — платные, белой — бесплатные или оплачиваемые через счётчик (disco orario, лимит времени — 30, 60 или 90 минут). Возле отелей, как привило, разрешено оставлять машину на непродолжительное время, однако у каждого заведения правила свои — где-то есть собственная стоянка, и ставить машины у входа запрещено, где-то для этого используется внутренний двор или ближайший переулок.

Штрафы за нарушение ПДД достаточно высоки — за проезд на красный свет придется заплатить около 50 евро, за неправильную парковку — от 25 до 70 евро, за превышение скорости на 10 километров — 155 евро, на 40-60 километров в час — 500 евро и лишение прав на срок от одного до трех месяце. Превышение максимально допустимой скорости более чем на 60 километров в час карается штрафом в размере 779 евро и лишением водительского удостоверения на срок от полугода до года. Штрафы оплачиваются на месте. Спорить с полицейскими бесполезно — «за дискуссию» штраф может быть увеличен чуть ли не вдвое. Допустимый уровень алкоголя в крови — не более 0,8 промилле (один бокал сухого вина или кружка пива).

АЗС в городской черте обычно работают с 8.00 до 13.00 и с 14.30 до 19.30, однако на загородных трассах практически все заправочные станции работают круглосуточно. В крупных городах встречаются мини-АЗС, представляющие собой 1-2 автомата, установленных буквально на пятачке. Обслуживающего персонала на таких станциях нет, все действия производятся водителем, оплата — кредиткой.

ЧАЕВЫЕ В ИТАЛИИ 

наверх

Чаевые оставлять совсем необязательно. Чаще всего они уже включены в счёт. Это или 12% или какая-то фиксированная сумма в несколько евро. Если сервис порадовал, то рекомендуется оставить 5-10% от общей суммы счета. Принято давать чаевые носильщикам, таксистам, горничным и т. д.

Чаевые горничным нужно оставлять на кровати, а не на столе или тумбочке, только тогда они будут гарантированно взяты

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО В ИТАЛИИ 

наверх

Вилка (Розетка) —  C / F / L. Электрическое напряжение в сети составляет 220 В, используются розетки европейского образца. 

ИТАЛЬЯНСКАЯ КУХНЯ

наверх

Итальянская кухня традиционно известна во всем мире как одна из самых оригинальных и артистичных. Однако по сути своей местная кулинария представляет собой богатую и колоритную народную традицию, активно «перерабатываемую» кулинарами всего мира в нечто, имеющее ярлык «итальянская кухня». В пределах же самой страны «современная» кухня прижилась только в северных областях, граничащих с Францией и Альпами, да в крупных промышленных городах. Все остальные регионы Италии продолжают использовать сытную и достаточно простую народную кухню, построенную на сочетании морепродуктов, зелени, оливкового масла, овощей и вина.

Основа практически всех исконно национальных блюд — тесто и различные макаронные изделия, большое количество сыра и молочных продуктов, рыбы, зелени и специй, овощей, а также мяса и зерновых культур. Традиции народной кухни в Италии очень сильны, во многих высококлассных ресторанах блюда готовят по рецептам, известным ещё с эпохи Пунических войн, и очень этим гордятся. Причем в каждом из двадцати регионов страны существуют десятки собственных рецептов даже самых простых и известных блюд, а отличием продукции местных поваров от «соседей» принято гордиться и всячески превозносить их достоинства. Поэтому не будет большим преувеличением заметить, что кулинария как таковая превратилась в Италии в национальный культ, а местные мастера достигают в этой области больших высот.

ПАСТА. Визитная карточка Италии — «паста», разновидностям которой нет числа. Под это понятие попадают все макаронные изделия, в том числе и с разнообразной начинкой, на которую также идет масса вкуснейших продуктов. Обычно выделяются длинные спагетти, средние «маккерони», длинные и полые внутри «букатини» и трубочки «каннеллони», тонкие «вермичелли» и тончайшие «каппеллини», окрашиваемые с помощью различных естественных красителей в самые разнообразные цвета. Однако на самом деле спектр изделий из теста гораздо шире — сюда принято относить и всевозможные «равиоли» и «равиолони», «фарфалле» (паста в форме бабочек, само это слово по-итальянски и значит «бабочка»), «фудзилли» (макаронные изделия в виде спиралей), «феттучини» (лапша), «ньокки» (небольшие овальные клецки, причем делают их не только из теста как такового, но и из различных видов муки, картофеля, овощей, сыра и т. д.), знаменитую «лазанью» (своеобразный пирог из тонких слоёв теста, перемежающихся со слоями различной начинки), «орекьетто» («ушки»), «пандзоти» (своеобразные вареники), «фаготтини», «тальолини», «трофие», «меццелуне» и десятки других видов. Разнообразны и виды лапши: «тальятелле», «феттучини», «тальолини», «тренетте», «пиццокери», «лингуине» или «палья-э-фиено» — целые мотки зеленой и желтой яичной лапши. Из этого же ряда квадратные «тортеллини», а также «аньолотти», «панчути», «офелле» и «каппелетти», которые представляют собой подобные пельменям изделия из теста с начинкой, хотя сильно отличаются от них по вкусу. Начинка может быть самая разнообразная: мясная, творожная, с зеленью и шпинатом, реже с грибами и даже с тыквой.

В зависимости от теста «паста» делится на «паста-ди-семола-ди-грано-дуро» (паста из твердых сортов пшеницы, более «крепкая» при варке) и «паста-аль’уово» (яичная паста, часто используется для «лазаньи» или «каннеллони»), по способу приготовления — на «паста-фреска» (свежее, только что приготовленное тесто, чаще всего домашнее) и «паста-сеча» (сухая паста), а по цвету — на обычную и «паста-колората» (окрашенная с помощью растительных красителей — сока овощей, грибов и т. д.). При комбинации этих составляющих и получается то огромное разнообразие блюд и продуктов, которое характерно для итальянской «пасты».

Однако сами итальянцы, кроме всего вышеперечисленного, выделяют и еще один главный элемент «пасты» — соус. Принцип его подбора в идеале прост — чем короче и толще паста, тем гуще соус. Однако и тут прослеживается фантазия и опыт местных поваров — видов соусов буквально тысячи! Причем соусом здесь считается не столько привычные нам майонез или кетчуп (таковые в чистом виде вообще практически не используются), а достаточно сложные изделия, вполне способные называться самостоятельными продуктами. К каждому виду пасты полагается свой соус, но не возбраняется пользоваться и самыми необычными сочетаниями компонентов, что еще более обогащает картину местной кухни. Кроме того, многие другие блюда местной кухни также немыслимы без соусов, самыми популярными среди которых можно считать знаменитый «песто» (соус из чеснока, оливкового масла, тертого сыра, орехов, базилика и майорана), а также «рагу» (мясной соус), «чиамботто» (рыбный соус к пасте), горячий «банья-кауда» из масла, чеснока и анчоусов (подается к сырым овощам), «фондута» (сырный соус с яйцами и трюфелями, подаваемый, как явствует из названия, к фондю), специфический соус из морепродуктов «скала» (масло, омары, помидоры, моллюски и креветки) и многие другие экзотические виды. В противовес стереотипам, чеснок и лук используется в меру, гораздо большее значение для «правильного» соуса имеют томаты, зелень и оливковое масло.

САЛАТЫ И ЗАКУСКИ. Итальянская трапеза немыслима без салата (insalata) из свежих овощей, сдобренных уксусом и оливковым маслом, с кусочками сыра или хлебными палочками «гриссини». Видов салатов как таковых здесь также огромное количество — к ним часто относятся и очень сложные блюда, которые мало похожи на обычную смесь овощей. Идущие в салат ингредиенты нередко жарят или варят, обильно сдабривают маслом, вином, молочными продуктами и различными приправами или оставляют без них вовсе. В итоге получаются блюда самых невообразимых сочетаний вкуса, аромата и вида (в итальянской кухне это не менее важный аспект, чем вкус).

Столь же разнообразны и другие блюда из овощей — «капоната-ди-меланзане» (традиционная сицилийская закуска из баклажанов), легендарный овощной суп «минестроне», «полента» и «ризотто» (традиционные повседневные блюда из зерновых и риса соответственно), «чиполье-рипиене» (фаршированный лук), «чианфотта» (рагу из картофеля и баклажанов), «вердуре-маринате» (маринованные овощи), «риболлита» (густой суп из бобов, хлеба, капусты, овощей и трав), «венето-риси-э-биси» (традиционный венецианский суп с рисом и горохом), «дзуппа-ди-фаджиоли» (бобовый суп), «пеперони-рипиени» (фаршированный перец), «торта-паскуалина» (пирог со шпинатом, артишоками и сыром), «уова-дзукатте» (своеобразная запеканка из тыквы с миндалем), «пиндзимонио» (сырые овощи с соусом) и прочие.

Ещё одна «визитная карточка» итальянской кухни — сыр. Он подается практически к любым блюдам или просто как тертая или плавленая «посыпка», органично включаясь в состав блюда как его ингредиент, часто основной. Видов сыра здесь огромное множество — в каждой провинции делают несколько десятков специфических местных сортов, плюс традиционные для всей страны виды, такие как знаменитая «моцарелла» из молока буйволицы и её разновидностей (например «капресе» — этот же сыр, но с томатами), «грана», «пармиджано-реджано», «горгондзола», «фонтина», «пекорино», «тома», «фромадзо», «робиола», «страккино», «скаморца», «качиокавальо» или копченый «провола». И это только малая часть из знаменитых итальянских сыров!

ПИЦЦА. Ну и, конечно же, пицца во всех её видах и вариантах — здесь неоспоримым лидером является Неаполь и Кампания в целом, небезосновательно считающие себя родиной этого блюда, видов которого также насчитываются сотни.
Мясо, рыба и морепродукты

Из мясных блюд наиболее известны «абaккьо» (баранина в белом вине с розмарином), «карпаччо» (сырое маринованное мясо), «бистекка-алья-вальдостана» (жареная котлета с сыром «фонтина» и ветчиной) и обычные «костолетто» (котлеты) всех видов, «брасато-алла-миланезе» (жаркое в красном вине), традиционный «карбонаде» (тушеное мясо с рубленым луком и вином), «боллито-фреддо» (маринованная говядина) и «фарсумауру» (фаршированная говядина), «феттуччине» и «салтимбока» (телятина с острой копчёной ветчиной и сыром), «брасато» (тушеная говядина), «скалоппе» (эскалопы из телятины), «конильо-ин-пепероната» (кролик со сладким перцем), «мурседду» (мясной паштет), всевозможные «бистекка» (бифштексы), «порчетта» (жареное свиное филе), «дзампоне» (фаршированный поросенок), «польо-алла-лукана» (фаршированная курица), «фриттате» (разновидность омлета) или «дзампина» (своеобразное ассорти из нескольких видов колбас и мяса). С овощами принято подавать ассорти из сухих («саляме») и вареных («мортаделла») колбас с ветчиной («прошутто»), нежную телячью рульку с мозговой косточкой «оссо-буко», жареное говяжье филе «турнедо», пряную салями «сопрессато» из Калабрии, а также классический уже продукт — пармскую ветчину с гарниром из свежей дыни. И это только ничтожная часть из всего многообразия местных мясных блюд!

Ближе к югу все большее место в меню занимают рыба и морепродукты. Особенно хороши запеченная меч-рыба «транчио-ди-пешеспада» и рулетики из неё же — «брачиоле-ди-песче-спада», «баккала-кон-патате» (вяленая треска с картофелем), «качиукко» (густая рыбная похлебка, более похожая на тушеную рыбу в соусе), «фрито-мисто-ди-маре» (ассорти из жареных морепродуктов), «дзуппа-ди-пеше» (уха из свежепойманной рыбы), «трилье-алла-ливорнезе» (красная кефаль с помидорами и маслом), «паста-кон-ле-сарде» (паста с сардинами), «латтуме» (тунец с уксусом и маслом), «кальмари-алла-грилья» (жареные на открытом огне осьминоги), «филетти» (филе рыбы с различными овощными гарнирами), а также мидии («кодзе») и «гамберетти» (креветки) самых немыслимых способов приготовления. Даже в пиццу идут креветки и мидии, а паста подкрашивается чернилами каракатицы («сеппие»).

КОФЕ И ДЕСЕРТЫ. Десерты в Италии делают отменные — такого количества сортов превосходного мороженого («джелато») не найти нигде в мире. Следует покупать его только в магазинчиках «Джелатерия», где его вручную расфасуют в вафельные стаканчики. При желании можно попросить добавить к мороженому взбитых сливок — «панна» или какого-либо сиропа. Превосходны торт «тирамису» (увлажнённое в кофе савойское печенье или бисквит с кремом, посыпанные тертым какао), засахаренные орешки и фрукты всех видов, самые разнообразные сорта шоколада и воздушного печенья, «панеттоне» (пирог с цукатами), печенье «канноли» из творожной массы, «дзепполе» с миндалем, а также первоклассные сицилийские сладости, ни в чем не уступающие арабским (одни фрукты из миндального теста «фрутта-марторана» чего стоят!).

Традиционный напиток итальянцев — кофе. Его здесь пьют много и часто, поэтому и способов приготовления кофе также несметное количество. Эспрессо и капучино (произносят его итальянцы с двумя «п» и двумя «ч») — два основных способа приготовления, которые любят, прежде всего, сами местные жители. На юге кофе пьют очень крепким, поэтому подают его со стаканом холодной воды, а на севере он немного «водянистее». «Каффе-корретто» — это тот же эспрессо, к которому добавляют чуть-чуть граппы. Капучино итальянцы пьют немного реже, чем эспрессо, причём в основном не дома, а в баре, так как только там получается настоящая крепкая молочная пена. На практике в каждом заведении свой рецепт приготовления кофе и свои традиции.

ВИНА. Великолепны итальянские вина, без которых нельзя представить местный стол. Перечислить даже самые лучшие просто не хватит места — практически вся территория страны занята виноградниками, и каждый из них служит основой для своего сорта вина. Во всем мире признаны несравненные вкусовые свойства итальянских «Кьянти», вермутов «Мартини» и аперитива «Кампари», игристых вин «Асти», прекрасных итальянских ликеров «Амаретто» и «Самбука», превосходных белых и красных вин из центральных провинций. Популярна и национальная водка — «граппа» (изготавливается не из самого винограда, а из «отходов» — косточек и мезги).

ОСОБЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ ИТАЛИИ

наверх

  • Итальянцы являются экспансивными и порывистыми людьми. Их бурный темперамент известен во всем мире. Местные жители очень общительны и приветливы.
    Они очень высоко ценят интерес туристов к их стране и культуре, гордятся своим величайшим культурным наследием. Приветствуется проявление знаний приезжих в этой области.
  • Итальянцы не являются поклонниками крепких спиртных напитков. Чаще всего они употребляют местные вина. У них не принято произносить длинные тосты.
  • Местные бизнесмены придают большое значение тому, чтобы переговоры велись между людьми примерно равного положения в деловом мире и обществе. Для установления деловых контактов будет достаточно обмена официальными письмами с предложениями. Можно прибегнуть к помощи посредников, что достаточно распространено.
  • Для представителей деловых кругов большое значение имеет и неформальное общение с партнерами.
  • Итальянцы испытывают настоящую страсть к стильной и богатой выглядящей одежде. Дурным тоном в Италии считается ходить по улице в спортивном костюме или с пластиковым магазинным пакетом. Даже сумка для покупок должна быть элегантной.
  • Итальянцы держаться на людях очень уверенно и с достоинством, здесь не принято показывать свое незнание чего-либо. Высоко ценится решительность.
  • Женщинами принято восхищаться, не скрывая этого.
  • Еще одной страстью местных жителей является вкусная еда.
  • Огромное значение для итальянцев имеет семья, особенно трепетно относятся к матерям и детям. Итальянские мужчины дольше других европейцев живут с матерью. Потом они продолжают сохранять тесную связь с родительским домом. Детей местные жители очень любят и балуют.
  • С часа ночи до пяти утра запрещается находиться на муниципальных пляжах. Полицейский патруль может оштрафовать на сумму до 150 euro.
  • Удивительно, но факт: короткие гудки в трубке итальянского телефона означают, что линия (!) свободна. Услышав привычные российскому уху короткие гудки не стоит класть трубку, а, наоборот, надо смело набирать номер. Это касается не только домашних телефонов, но и автоматов на улицах.
  • В Италии есть два периода сезонных скидок и распродаж, по-итальянски sconti и saldi: с 7 января по 1 марта и с 10 июля по 31 августа. Поездка в страну в это время обещает стать еще более приятной с точки зрения выгодных покупок.
  • Самые экономные варианты предлагают рестораны с табличкой «menu turistico» («туристическое меню» — аналог российских «комплексных обедов»). Рядом с табличкой должна быть указана стоимость, которая обычно составляет от 15 до 20 EUR за полноценный обед из нескольких блюд с десертом и вином. Итальянцы — не те люди, которые будут отказываться от чаевых (5-10%), несмотря на повсеместное распространение «комплексных цен», уже включающих в себя оплату всех услуг.
  • Кофе или чай после ужина не предложит ни один официант — эти напитки считаются прерогативой завтрака или обеда.
2 комментария

2 Comments

  1. Pingback: «Sпарта» «Спарта» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 серии смотреть онлайн все серии.

  2. Настя

    22.08.2019 at 23:13

    Не думала что смогу найти, спасибо большое!

Оставте коментарий

Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.

Most Popular

To Top