Град Карлштейн. Чехия

ИСТОРИЯ

КАПЕЛЛА

ЛЕГЕНДЫ

КАРТА

ФОТО

ВИДЕО

Замок Карлштейн (Hrad Karlštejn; он же Карлув Тын) — готический замок императора Карла IV на 72-метровой известковой скале над речкой Бероунка, в 28 км юго-западнее Праги. пределах Чехии.

ИСТОРИЯ ГРАДА КАРЛШТЕЙН. ЧЕХИЯ

наверх

Замок назван в честь его основателя Карла IV, короля Чехии и императора Священной Римской империи. Основан в 1348 году как летняя резиденция Карла IV, а также сокровищница императорских регалий и святых реликвий, собирательство которых было страстью этого монарха. Первый камень в фундамент Карлштейна заложил близкий друг и советник Карла IV, архиепископ Праги Арношт из Пардубице. Замок строился под личным надзором императора в сжатые сроки по проекту француза Матвея Аррасского. Уже в 1355 году, за два года до окончания строительства, император Карл заселился в свою новую резиденцию.

В основу архитектурного решения замка был заложен принцип ступенчатого расположения зданий, входящих в архитектурный ансамбль. Каждое последующее сооружение замка возвышается над предыдущим, а вершину этого ансамбля образует Большая башня с часовней святого Креста, в которой хранились королевские реликвии, в том числе корона Священной Римской империи. Большая башня в плане имеет размеры 25 на 17 метров, толщина стен 4 метра. Комплекс Верхнего замка образуют Большая башня, императорский дворец, Марианская башня с костёлом Девы Марии, ниже расположен Нижний замок с большим внутренним двором, бургграфством и воротами, к которым ведёт дорога. В самой нижней точке замка находится колодезная башня. Глубина колодца составляет 80 метров, механизм подъёма воды приводился в действие усилиями двух человек.

Помимо ложных донжонов в северофранцузском стиле, в состав Карлштейнского ансамбля входит несколько шедевров культового зодчества XIV века — церковь Девы Марии с росписями, Екатерининская капелла с полихромным готическим витражом и драгоценной облицовкой из яшмы, агата и сердолика и законченная к 1365 году Крестовая капелла с изображениями пророков и святых кисти готического мастера Теодорика — императорский ответ на Сент-Шапель в Париже.

Управление и оборону замка возглавлял бургграф, в подчинении которого находился гарнизон вассалов, имевших вокруг замка усадьбы.

В период гуситских войн в Карлштейне помимо римских императорских регалий хранились также сокровища чешских королей, вывезенные из Пражского Града (в том числе корона святого Вацлава, которой короновались короли Чехии, включая Карла IV. Она была возвращена в Пражский Град только в 1619 году). Осада Карлштейна гуситами в 1427 году продолжалась 7 месяцев, но замок так и не был взят. В период Тридцатилетней войны в 1620 году Карлштейн был осажден шведами, но им также не удалось захватить замок. В 1436 году, по приказу императора Сигизмунда, второго сына Карла IV, королевские сокровища были вывезены из Карлштейна и в настоящее время хранятся частично в Праге и частично — в Вене.

В XVI веке в замке были отведены помещения для хранения важнейших документов императорского архива. В конце XVI века дворцовые покои были переоборудованы в ренессансном стиле, однако после 1625 года начался упадок, связанный с именем императрицы Элеоноры (жены Фердинанда II), которая отдала Карлштейн в залог чешскому дворянину Яну Кавке, что привело к его переходу в частные руки. Вдове императора Леопольда удалось вернуть замок в королевскую собственность, выплатив залог.

Императрица Мария Терезия передала замок во владение Градчанскому пансиону благородных девиц, который считается последним владельцем объекта до перехода его в государственную собственность Чехословакии.

Первым заботу о восстановлении Карлштейна проявил император Франц I (тогда в стене замка был обнаружен клад драгоценностей XIV века), а нынешний свой облик Карлштейн приобрёл после весьма вольной реставрации, предпринятой в 1887-99 гг. Реставрационные работы велись под руководством профессора Венской академии художеств Ф.Шмидта и его ученика И.Моккера, который, в числе прочего, сумел закончить строительство Собора Святого Вита в Пражском Граде. Некоторые специалисты утверждают, что Карл IV не узнал бы свой замок после «восстановительных работ» с использованием портлендского цемента; по этой причине ЮНЕСКО не спешит признавать его объектом Всемирного наследия.

После передачи замка Карлштейн в государственную собственность замок открыт для туристов и является одним из самых популярных туристических объектов в Чехии, занимая второе место по популярности в Чехии после Праги.

Официальный сайт замка: www.hradkarlstejn.cz 

Замок открыт с марта по ноябрь ежедневно кроме понедельника.  

КАПЕЛЛА СВЯТОГО КРЕСТА И МАСТЕР ТЕОДОРИК

наверх

Настоящая жемчужина средневекового искусства, капелла святого Креста — самое импозантное помещение града Карлштейн. Капелла занимает весь третий этаж Большой башни. Это помещение, перекрытое двумя крестовыми сводами, разделено на две части позолоченной решеткой, отделяющей клирос, куда имели право входить только архиепископ, епископы и декан карлштейнский.
По легенде, император Карл IV в знак особого благоговения и почитания этой капеллы снимал обувь и входил в это помещение босым.
Даже послы сейма останавливались перед решеткой, а драгоценности им передавал декан карлштейнского капитула.
Богато позолоченный купол капеллы имитирует небесный свод с множеством звезд, месяцем и солнцем.
По горизонтали капелла делится на три части. Плоскость цоколя имитирует мрамор. Следующий пояс стены — пояс, облицованный полированными полудрагоценными камнями, выложенными в виде крестов. Полудрагоценные камни вставлены и в позолоченную штукатурку с геральдическими мотивами чешского льва, императорской орлицы и инициала «К».
Над инкрустированным поясом, проходящим по всему периметру капеллы, до крестообразного свода размещены картины станковой живописи на дереве знаменитого придворного художника Мастера Теодорика.
Уникальная коллекция из 129 картин станковой живописи на дереве в контексте исторического памятника архитектуры не имеет аналогов во всем мире.
Живописное оформление капеллы началось с рисунков на штукатурке алтарной стены и настенных росписей в оконных нишах (до 1360 года). Большую часть выполненных росписей с полной уверенностью можно отнести Мастеру Теодорику, его помощникам и ученикам.
В композиции «Поклонение трех волхвов» (восточная ниша клироса) в фигуре третьего волхва угадывается сам император, причем речь идет об одном из самых древних изображений Карла IV.

В разработке идейной концепции художественного убранства капеллы принимал участие сам император со своими ближайшими советниками. Реализация этого гигантского средневекового проекта была поручена Теодорику (и членам его мастерской), написавшему главные картины, размещенные, прежде всего, на алтарной стене.
Наряду с Теодориком над оформлением капеллы работал целый ряд талантливых художников той эпохи, имена которых не дошли до наших дней.

Богатая коллекция картин станковой живописи на дереве состоит из изображений всех членов небесной иерархии: апостолов, римских пап, епископов, королей, рыцарей, святых великомучениц, которые все вместе составляли «небесное войско Христово». Войско это должно было охранять сокровища, уложенные в капелле.

При императрице Марии Терезии некоторые картины были перевезены в Вену, где подробно изучались и долгое время хранились. Император Франц I в начале 19 века обещал вернуть их, однако лишь в 1901 году картины, за исключением одной, были возвращены на Карлштейн императором Францем Иосифом I.

Мастер Теодорик — ведущий представитель чешской готической художественной школы второй половины 14 века и самый старший чешский художник, известный не только по сохранившимся произведениям, но и по имени (в исторических источниках называемый Mgr Theod, Magister Theodoricus, Theodoricus pictor).
Изображения святых работы Мастера Теодорика отличают мягкая моделировка лица и нежные, но очень живые краски, из которых как бы идет свет.
При первом взгляде на портреты евангелистов, апостолов или правителей зритель замечает, что для работ Теодорика характерны большие лица с широко открытыми глубокими глазами.
Выразительность образов действительно достигается с помощью цвета и света. Интенсивность цвета облечений на многих картинах, особенно, в синих тонах, ослабевает, плавно переходя к цвету белому, что придает работам сияние и пластику.

Разумеется, не все картины писал сам Мастер Теодорик, однако налицо единство комплексной работы. Скорее всего, Теодорик делал подмалевок предполагаемого изображения, а далее работали его помощники. Руку Мастера можно увидеть на алтарной стене, большинство картин которой, безусловно, принадлежат самому Теодорику. Одинаковая композиция некоторых образов, в которых меняется лишь атрибутика, свидетельствует о том, что они были изготовлены при помощи шаблонов.
Оформление капеллы было завершено за невероятно краткий промежуток времени (от 1365 до 1367) и является единственным примером чешской готической живописи 70-х лет 14 столетия. Мастер был автором всей концепции художественного оформления капеллы, ему принадлежит и большое количество настенных росписей помещения.
Мастер Теодорик почти не имел учеников и прямых последователей. Возможной причиной этого был тот факт, что убранство капеллы св. Креста мог видеть лишь весьма ограниченный круг людей.
Тем не менее, под влиянием Теодорика его современниками в дальнейшем был создан ряд выдающихся произведений. Традиции Теодорика продолжил впоследствии Мастер Тржебоньского алтаря.

ЛЕГЕНДЫ ЗАМКА КАРЛШТЕЙН. ЧЕХИЯ

наверх

Одна из наиболее жутких легенд Карлштейна основан на реальных событиях. В XVI веке Katerina, жена бургграфа убила 14 человек самым ужасным образом. Ей нравилось пытать своих молодых служанок, домашним животным тоже приходилось несладко.

Один молодой слуга не полностью выполнил одно из ее приказаний, за что был брошен в темное подземелье. Кошка, поцарапавшая ее одежду была заживо замурована в стене.

После того, как о злодеяниях жены бургграфа стало известно в Праге, она была приговорена к смерти от голода. Самое странное, что спустя два дня после смерти неожиданно умер судья вынесший Катерине приговор. Возможно, он стал последней жертвой этой страшной женщины.
Однако история на этом не заканчивается. Жители поселка Карлштейн утверждают, что привидения этих несчастных жертв до сих пор прогуливаются по наружной стене замка и их силуэты может увидеть любой в лучах заходящего солнца, почти в сумерках.

Одна из наиболее популярных легенд о замке Карлштейн посвящен слепому музыканту. Легенда гласит, что этот музыкант обычно играл в замке на лютне, а рядом с ним всегда был его верный пес.

В один из дней замок посетил барон Брюнсвика (Brunswick) со слугой-изменником. Слуга попытался отравить своего хозяина на банкете. Он подсыпал яд в бокал с вином и передал его барону. Однако барон решил угостить вином слепого музыканта за прекрасное представление, которое он устроил в замке.

Однако когда музыкант поднес бокал к губам, пес прыгнул к нему на руки и вылакал все вино. Через пару минут все было кончено… Пес лежал мертвым на руках у хозяина. Музыканту не удалось увидеть, как был наказан предатель-слуга. Через два дня музыкант умер от горя по своему верному псу.

Легенда о колодце. В самом низу замка располагается Колодезная башня, внутри которой соответственно колодец. Самое интересное в том, что это не настоящий колодец. Строители продолбили скалу внутрь на глубину 80 метров, но так и не нашли воды. Поэтому было решено соединить вырытую шахту с ручьем неподалеку и соответственно набирать воду до определенного уровня. Этот секрет был известен лишь королю и бургграфу. Сложно представить, что могло случится, если бы эта информация попала в недобрые руки во время осады. Можно было лишь перекрыть ручей, или, что самое простое, отравить его.
По легенде всем рабочим, принимавших участие в создании такого колодца, отрубили голову.



ЗАМОК КАРЛШТЕЙН НА ФОТО

наверх


ГРАД КАРЛШТЕЙН НА ВИДЕО

наверх


ГРАД КАРЛШТЕЙН НА КАРТЕ

наверх


Просмотреть Путеводитель по планете Земля на карте большего размера

Читайте также:

Добавить комментарий