Кафедральный собор Бразилии

Статья

Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии Апаресидской (Catedral Metropolitana de Nossa Senhora Aparecida), выполненный  в стиле модернизма можно увидеть в новой бразильской столице городе Бразилиа. Это совсем не типичное для собора здание было спроектировано всемирно известным бразильским архитектором Оскаром Нимейером (Oscar Ribeiro de Almeida de Niemeyer Soares Filho) в конце пятидесятых годов двадцатого века. Кафедральный собор был частью плана застройки города Бразилиа и многие считают этот проект шедевром. Первый камень в основании собора был заложен 12 сентября 1958 года, а закончено строительство — в 1970 году. Сегодня собор служит резиденцией архиепископа Бразилии.

Впечатляющим является не только масштаб и размер этого сорока метрового памятника архитектуры. На самом деле, снаружи здание собора выглядит гораздо меньшим, а все, потому что довольно значительная часть сооружения расположена под землей.

Этот проект Нимейера отличался тем, что в нем монументальность отлично сочетается с изящной гибкостью, именно это и выражало основные принципы архитектора, которые время от времени подвергались критике. Это идеальное сочетание конструкций, линий и объема могло бы стать сомнительным и жестким, однако получилось очень изящным и выразительным.

При разработке здания собора Оскар Нимейер использовал гиперболическую геометрию. Эта концепция для проектирования систем перекрытия впервые была введена русским инженером Владимиром Шуховым еще в восьмидесятых годах девятнадцатого века. Гиперболическую геометрию в своих работах также применял величайший испанский архитектор Антонио Гауди — она была использована при проектировании Искупительного Храма Святого Семейства в Барселоне.

Если говорить о конструкции кафедрального собора, то она построена вокруг шестнадцати параболических колонн из бетона, внешне они напоминают воздетые к небу руки, а находящийся поблизости баптистерий – яйцо. К входу в собор направляют статуи апостолов, их изображения также довольно разительно отличаются от хрестоматийного изображения. У каждого человека свое виденье конструкции, некоторым здание напоминает «терновый венец». Подобного сооружения люди не могли представить себе не только несколько сотен лет назад, но и даже в прошлом столетии. Вряд ли кто-то думал, что из бетона, стекла и металла можно создать что-то новое. Но Оскар Нимейер сумел доказать обратное. Как оказалось, в руках умелого мастера даже простые линии могут стать уникальными, достаточно просто скомпоновать их по-новому.

Бразильский Кафедральный собор имеет площадь 3848 кв.м. Главное здание собора имеет высоту 40 м и может вмещать до 4000 человек. Изящно изогнутые колонны здания соединяются наверху в бетонном круге, этот круг расположен в 35 метрах над полом центрального нефа. Колокольня собора находится отдельно. Собор расположен на монументальной оси города Бразилиа, между федеральными и городскими постройками. Снаружи сооружение окружено водой и для большего визуального эффекта архитектор задумал вход через достаточно долгий и темный коридор, который выходит в главный зал, который просто залит солнечным светом. Алтарь собора был подарен Папой Римским Павлом VI. Каждая деталь этого сооружения создана для того, чтобы произвести отдельное впечатление на его посетителей. Кстати, на проект кафедрального собора Оскара Нимейера вдохновил Ливерпульский собор (Liverpool Metropolitan Cathedral).

Из-за того, что некоторая часть собора скрыта под землей, у посетителей появляется особое восприятие внутреннего пространства. В витражах, которые находятся между колонами, превалирует синий цвет, он призван создавать ощущение прохлады.  Также нельзя не отметить превосходные скульптуры парящих в воздухе ангелов, которые были выполнены Альфредо Цесчиатти (Alfredo Ceschiatti). В воздухе их удерживают стальные тросы.  Эти летающие ангелы как нельзя лучше настраивают на умиротворенный лад. Вот таким образом Оскар Нимейер решил изобразить современную церковь. Кстати, интересно,  что сам Оскар Нимейер атеист, по этой причине католическая церковь на протяжении довольно долгого периода времени не хотела освящать собор. Также, при постройке кафедрального собора были допущены некоторые просчеты, из-за которых в зале довольно слабая акустика, система вентиляции не продумана, к тому же, здание находится в солнечной местности и не имеет никакой светозащиты, поэтому внутреннее пространство тут же нагревается. Однако в столице Бразилии должна будет проходить глобальная реконструкция всех значимых зданий, в ходе которой все проблемы должны быть устранены.

После того, как строительство собора было завершено, Оскар Нимейер все же был недоволен некоторыми деталями этого сооружения. К примеру, в изначальном проекте колонны из армированного бетона оставались натурального цвета, но в восьмидесятом году архитектор решил покрасить их в белый цвет. Также первоначальные окна из обычного стекла, которые закрывали пространство между колоннами, Оскар Нимейер заменил необычными пластиковыми витражами, которые были расписаны Марианной Перетти (Marianna Peretti). Витражные панели созданы специально такого размера, чтобы освещения нефа было натуральным, то есть внутреннее помещение должно освещаться лишь от солнечного света. Критики такой прием архитектора не оценили, они считали, что это будет отвлекать от впечатления устремленности кафедрального  собора вверх к небу.

Стоит отметить, что этот великолепный Кафедральный собор Оскара Нимейера не остался незамеченным, в 1988-ом году за этот проект ему присудили Притцкеровскую премию (Pritzker Architecture Prize) за достижения в области архитектуры. Данная премия очень известна в мире  и её считают аналогом Нобелевской премии  (Nobel Prize). Лауреат Притцкеровкской премии помимо престижного статуса получает премию в размере сто тысяч американских долларов.

Фото

ФОТОГРАФИИ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА БРАЗИЛИИ


Видео

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР БРАЗИЛИИ НА ВИДЕО



Карта

КАК НАЙТИ КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР БРАЗИЛИИ



Просмотреть Путеводитель по планете Земля на карте большего размера

Читайте также:

Добавить комментарий