Падающая башня Сююмбике в Казани, Россия.

Статья

Башня Сююмбике —  расположена внутри Казанского кремля, в отдалении от крепостных стен, и благодаря своему положению несла функцию дозорной (сторожевой) крепостной башни. С её вершины открывается широкий вид на реки Казанку, Волгу и окрестности. Башня относится к «падающим» башням (как, например, Пизанская башня), так как имеет заметный наклон в северо-восточную сторону. На данный момент отклонение её шпиля от вертикали составляет 1,98 м.  Башня является проездной, так как в нижнем ярусе — сквозной проезд, перекрытый распашными воротами.

 Башня Сююмбике является признанным архитектурным символом Казани и широко известна далеко за пределами Татарстана.  Здание Казанского вокзала в Москве «обыгрывает» силуэт башни Сююмбике.

Сейчас башня Сююмбике символ города. Её изображения печатают на открытках, значках, сувенирах. Башню отреставрировали, сделали красивую подсветку и теперь даже ночью она видна издалека. Глядя на башню Сююмбике невольно представляешь каким город был в прошлом, как шли по площади древние ханские стражи, конные всадники, войны. Шли, чтобы поклониться Сююмбике – доброй правительнице и прекрасной женщине.

Доехать до башни можно следующим образом:

ост. «Центральный стадион», «Цирк»
станция метро «Кремлевская»
автобус №2, 3, 5, 6, 7, 10, 12, 15, 22, 23, 28, 29, 30, 35, 37, 47, 48, 52, 53, 56, 59, 63, 67, 70, 72, 74, 75, 78, 79, 82, 83, 89, 91, 96, 99
трамвай №1, 2, 8, 14, 20, 21
троллейбус №1, 4, 7, 10, 17, 18, 19.

История

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БАШНИ СЮЮМБИКЕ

 

Вопрос даты постройки башни является дискуссионным: часть учёных датирует башню XVII—XVIII веками, некоторые — относят строительство башни ко второй половине XVI века, другие — и вовсе к периоду Казанского ханства (то есть до 1552 года). Не существует русских исторических документов, описывающих строительство башни, так как основной архив Приказа Казанского дворца, где хранились все документы по управлению Казанью в XVI—XVII веках, сгорел во время пожара Москвы в 1701 году. Татарских документов периода Казанского ханства также не сохранилось.

К версии возникновения башни в ханский период склонялся известный краевед, профессор Казанского императорского университета Н. П. Загоскин. Исследователь начала ХХ века Н. А. Спасский полагал нижние ярусы башни постройками ханского периода, а остальную часть возведённой в XVIII веке во время превращения бывшей мечети Нур-Али в церковь.

Как показали археолого-архитектурные исследования, проведённые в 1941—1944, 1947—1948, 1953—1954 и 1976—1978 годах, фундамент башни уходит почти на двухметровую глубину и прорезает лишь верхние слои культурных отложений Казани — первый (верхний, датируемый XX—XVIII веками) и второй (нижний, русский, датированный XVII — второй половиной XVI веков), но местами и третий (средний, казанско-ханский, первая половина XVI — вторая половина XV веков).
Во втором слое находится и строительный горизонт башни, указывая на время её сооружения — не ранее второй половины XVII — начала XVIII веков.

Однако, гипотезы о постройке башни ранее второй половины XVII века не подтверждаются древнейшими изображениями Казани, выполненными посещавшими её путешественниками. На самом раннем изображении Казани саксонского учёного Адама Олеариуса, посетившего город в 1638 году, башня Сююмбике отсутствует. Башня Сююмбике также не представлена на «Чертеже Казанском» XVII века, на видах Казани из монографии амстердамца Николааса Витсена «Северная и Восточная Татария» 1692 года. Сторонники версии о возведении башни в конце XVII века в качестве дозорной отмечают, что в своём современном виде башня сформировалась не ранее 1690-х годов. На это указывает наличие в первом ярусе элементов ордерного оформления — колонны на тумбах, ширинок ограждающих парапетов, а также характерная форма оконных проёмов с арками пониженного очертания, свойственных этому периоду (Московское барокко). Необычно острая форма шатра и ступенчатая композиция башни имеет архитектурные аналоги в шатровых завершениях башен Иосифо-Волоколамского монастыря, а также Боровицкой и Беклемишевской башен Московского Кремля (шатры 1680-х годов).

Общая сухость, строгость декоративного оформления даёт возможность предполагать и более позднюю датировку строительства башни — вплоть до 1730-х годов, когда на башне был установлен двуглавый орёл. В пользу версии о строительстве башни только в XVIII веке свидетельствует и тот факт, что на плане города Казани это сооружение впервые появляется только в 1717—1718 годах, то есть уже в петровское время. Так, С. Саначин на основе анализа картографических и письменных источников определяет время строительства башни 1694—1718 годами.

По одной из гипотез, башня была построена по итальянскому проекту в 1487-90 годах в честь заключения вечного мира между ханом Мухаммад Эмином и великим князем Иваном Третьим. В результате этого мирного соглашения Великое княжество Московское навсегда перестало быть данником Казанского ханства. Сохранение башни в пределах Казанского Кремля в этих обстоятельствах представлялось бы Ивану Грозному символом политической преемственности московского протектората надо всем Казанским краем. К тому же, размер кирпича, из которого возведена башня, не отвечает русским стандартам, которые были введены при царе Борисе Годунове на рубеже XVI — XVII веков, но при этом совпадает с размерами итальянского кирпича, впервые изготовленного на Руси строителем Московского Кремля Аристотелем Фиораванти.

Архитектура

АРХИТЕКТУРА БАШНИ СЮЮМБИКЕ

 

Установление двуглавого орла на башню относят к 1730 году. Поскольку по преданиям казанских татар в шаре («яблоке») навершия башни якобы были заключены важные документы, связанные с татарской историей и культурой, в XIX веке его снимали и осматривали.

В феврале 1918 года по инициативе Центрального мусульманского комиссариата (Комиссариата по делам мусульман Внутренней России при Наркомнаце) были подписаны декреты Совнаркома о возвращении мусульманам памятников национальной истории и культуры — башни Сююмбике в Казани и караван-сарая в Оренбурге. Телеграмма о передаче башни Сююмбике, подписанная М. Вахитовым, была оглашена Я. С. Шейнкманом на общем собрании Казанского Совета. Газета «Правда» от 14 марта 1918 года сообщала о торжественной передаче башни мусульманскому населению Казани. Тогда же на ней российский герб заменили на полумесяц.

В 1930-х годах в связи с антирелигиозной государственной политикой полумесяц с башни был убран. В перестроечное время (в конце 1980-х годов) по просьбам татарской общественности на вершину башни вновь установили позолоченный полумесяц.

Фундамент башни покоится на дубовых сваях. Стены кирпичные, на известковом растворе. Башня состоит из семи ярусов: первые три яруса в плане квадратные разновысотные четверики и имеют открытые галереи-гульбища; следующие два — восьмиугольные (восьмерики); ещё два — гранёный кирпичный шатёр и дозорная вышка; последний — зелёный шпиль, увенчанный золочённым «яблоком», на котором покоится полумесяц (до 1918 года — двуглавый орёл). Грани всех ярусов украшены лопатками или тонкими кирпичными валиками. На западном и восточном фасадах пилоны нижнего яруса имеют по 2 приставные колонны коринфского ордера, пересечённые посередине высоты «типично русскими горизонтальными валиками». Общая высота башни равна 58 метрам (34 саженям 6 футам).

В 1914-16 г.г. в связи с отклонением башни от вертикали были проведены реставрационные работы, в частности, нижний ярус был укреплен широким стальным бандажом на уровне пяты свода, несколько исказившим ее архитектурный облик.2 Этот бандаж, в сущности не решающий проблемы инженерного укрепления башни, давно уже ослаб, потерял прочность, и, вероятно, будет снят при последующей реставрации.

В 1918 г. башня была передана декретом Совнаркома «в вечное пользование трудящимся мусульманам» и увенчана посеребренным полумесяцем. Сброшен в 1934 году. С 1991 года башня используется как минарет для чтения азана во время поминальной молитвы в честь жертв 1552 года и в связи с этим в 1993 г. была увенчана золоченым полумесяцем.

Памятник пережил несколько косметических реставраций в советское время: в 1958-1959 гг., 1970 и в конце 1980-х гг. Они сводились к замене выветрившейся кирпичной облицовки, ликвидации трещин и выпучин в кладке.

Заметный наклон башни в северо-восточном направлении привлекает всеобщее внимание. Сейчас отклонение ее шпиля от вертикали составляет 1,98 м.

В 1960 г. сооружение было включено в список памятников архитектуры РСФСР.

Название

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ БАШНИ СЮЮМБИКЕ

 

Самое раннее упоминание башни в письменных источниках относится к 1777 году, когда она была помечена на плане казанского кремля:

«…над воротами шедшая шпицом башня.»

— План Казанской крепости…, 1777.

В позднейших источниках башня именовалась по-разному: в 1799—1804 годах (?) — «ветхая церковь Введение Божие Матери при ней особенная башня…», 1804 год — «башня с высоким спицом с подъездом, в которой церковь…», 1804 год — «…башня с фронтиспицом…», в 1812—1816 годах — «башня Азиатской Архитектуры»[11][12], 1815 год — «старинная башня», 1815 год — «…высокая башня, также драгоценный остаток древности Казанской…», 1818 год — «коменданская башня», около 1825 года — «таковой же Азиатской Архитектуры [башня]…», 1829 год — «старинная башня, именуемая Татарскою, Готической Архитектуры. Полагают, что она была частью подзорнаго Дворца Татарской Царицы Сумбеки».

Впервые в литературе название «Башня Сююмбике» («башня Сумбекина») появляется в 1832 году в четвёртом номере казанского журнала «Заволжский Муравей», в главе X очерка «Казань». Постепенно оно становится общеупотребительным. В татарском языке название «Сөембикә манарасы» появилось не ранее XIX века и скалькировано с русского названия «башня Сююмбике». Первоначально в татарском языке башня именовалась «Хан-джами» или «Хан Мэчете» (то есть «Ханская мечеть»), что отражало историческую память о мечети Казанского ханства.

Для справки: Сююмбике была дочерью ногайского мурзы Юнуса. В 1533 году ее привезли в Казань в качестве невесты казанского царя Джан-Али, бывшего до того касимовским царем и посаженного на казанский престол русским великим князем Василием III. Очень скоро(одни источники говорят о 1533 годе, другие — о 1536) он был убит казанцами, восставшими против него. Сююмбике в том же году стала женой казанского царя Сафа-Гирея. «Казанский Летописец» характеризовал ее как исключительно красивую, культурную, начитанную женщину, собравшую большую библиотеку, умелого политика и дипломата. После смерти Сафа-хана в 1549 году она стала регентшей (правительницей) при малолетнем сыне Утямыше. Но она правила лишь три года, да и номинально. Фактически всем управлял крымский вельможа — углан Кощак. Но в 1551 году он и еще несколько таких же активных сторонников независимости Казани были выданы Ивану IV, а вскоре наступила очередь и Сююмбике с Утямышем. В августе того же года ее вместе с сыном увезли в Москву. На двенадцати ладьях отправили и ханские сокровища. В 1552 году Сююмбике насильно выдали замуж за русского ставленника — хана Касимовского и Казанского Шах-Али (брата Джан-Али). До последних дней своей жизни она была вынуждена жить в Москве.

Легенды

ЛЕГЕНДЫ БАШНИ СЮЮМБИКЕ

 

Вокруг происхождения башни существует несколько легенд, обыгрывающих её народное название, но не имеющих научного обоснования.

Сююмбике – имя единственной женщины, которая правила Казанским Ханством. Настоящее имя – Сююк, а Сююмбике т.е. «любимой госпожой» её за доброту и отзывчивость называл народ. По легенде Иван Грозный, прослышав о красоте правительницы прислал в Казань сватов, предложил Сююмбике стать московской царицей. Но красавица отказалась. Тогда разгневанный Иван Грозный пришёл к стенам города с огромной армией и сказал, что если Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт Казань с лица земли. Чтобы спасти жителей Казани, Сююмбике была вынуждена согласиться, но попросила необычный свадебный подарок – башню. Самую высокую башню в Казани должны были построить за 7 дней. Началось спешное строительство. В первый день положили первый ярус, во второй день – второй, в третий – третий, на седьмой день башня была готова. И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили. Они понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу. Во время пира Сююмбике поднялась на самый верх башни, чтобы в последний раз посмотреть на Казань. Но, глядя на родной город, поняла, что не сможет покинуть его навсегда. Расплакалась и бросилась вниз. В память о доброй казанской царице, башню назвали Башня Сююмбике.

Есть другая версия появления необычной одиноко стоящей наклонной башни. Будто бы башню эту построила сама царица в память о своём муже Сафа-Гирее. Но всё это легенды. До сих пор никто не может точно сказать кто построил башню и почему она падающая.

Есть третья легенда о том, что это минарет Хан-джами, возведенной Сююмбике, или часть дворца казанских ханов, завершенного строительством при царице.

Подобные легенды хотя и включают некоторые исторические факты, однако, совершенно далеки от реальности. Их основой являются романтические легенды XIX века, отмеченные во многих тогдашних путеводителях по Казани.

Тогда же среди татарского населения Казани существовала легенда о том, что в позолоченном шаре, установленном на шпиле башни, хранятся некие документы ханского периода. По просьбам татарской общины губернатор Казани приказал снять и изучить шар. Документов внутри не оказалось, однако, как утверждали очевидцы, шар был проржавевший и дырявый, что облегчало потерю документов, если они там и были.

Фото

ФОТОГРАФИИ БАШНИ СЮЮМБИКЕ


Видео

БАШНЯ СЮЮМБИКЕ НА ВИДЕО



Карта

БАШНЯ СЮЮМБИКЕ НА КАРТЕ



Просмотреть Путеводитель по планете Земля на карте большего размера

Читайте также:

Добавить комментарий