Руины Багана. Мьянма

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

КАРТА

ФОТО 3D

ВИДЕО

Правители Пагана, или Багана, стали первыми властителями, объединившими под своей рукой территорию современной Мьянмы (Бирмы). Багану бирманцы обязаны становлением своей письменности, литературы, архитектуры, изобразительного искусства.

История Пагана отражена в бирманских хрониках начиная с XI века — именно тогда в Мьянме воцарился буддизм «тхеравадинского толка» и был создан первый дошедший до нас свод законов.

Возникновение Паганского государства — удивительный исторический феномен. Сильное централизованное государство возникло по историческим меркам почти мгновенно и тут же заявило о себе миру великолепными храмами и произведениями искусства, расцветом религии и исправно работающей административной системой. До сих пор ученые ломают голову над загадкой такого стремительного генезиса — ни документальные свидетельства, ни археологические раскопки не смогли раскрыть причин эволюции Паганского государства.

Основание Пагана — столицы удивительного государства-вундеркинда — летописи относят к 850 году нашей эры: тогда, по их сведениям, некий князь Пьин-бу обнес этот город, расположенный на берегу реки Иравади, крепостной стеной. Неизвестно, был ли город до начала XI в. бирманским или принадлежал кому-то еще. Но уже в середине X века бирманский князь Сорахан, представленный летописью как властитель Пагана, построил буддийскую молельню на горе Туран в окрестностях города. Титул Сорахана подтверждает и надпись на постройке.

Судя по тем же летописям и надписям, вскоре началась борьба за баганский трон, связанная с укреплением буддизма, который не сразу и не повсеместно укоренился среди бирманцев. Одной из причин религиозных войн были различия в политических устремлениях вождей — тех, кто опирался на каруинскую родовую знать и тех, кто стремился вырваться за пределы родовых земель. По дошедшим до нас сведениям, первый известный правитель Пагана, Сорахан, отрекся от буддизма и демонстративно водрузил в столице статую змея-Нага. Бирманские хроники связывают свержение Сорахана в 964 году н.э. именно с его отступничеством. В последовавшие за этим десятилетия за власть в Пагане боролись две династии, и потому наследование всегда сопровождалось дворцовыми переворотами. Борьба за трон и «истинную веру» — буддизм была настоящей войной с традиционными бирманскими верованиями. Официально принятая у историков дата создания Паганского государства – 1044 год, когда, как утверждают хроники, на престол в Пагане взошел князь Анируда (Аноратха), объединивший под властью Пагана территорию нынешней Бирмы.

В действительности Анируда стал баганским правителем в 1017 году, но в первые десятилетия своего правления он не посвящал походам и завоеваниям. Поначалу Паганское царство прирастало прилежащими землями соседей, пользуясь выгодным расположением в долине Иравади и контролем над крупными ирригационными системами, оставшимися от племен пью, населявших эти места в древности и ассимилированных бирманцами. Внешнеполитическая обстановка благоприятствовала Анируде: основные его соперники — моны — были вынуждены воевать против кхмеров и чолов, а прочие соседи были слабы.

В 20-30 годы XI века Анируда совершил военные походы на север и восток, присоединяя окрестные земли. Позже он устремил взор на юг, где в середине века сначала отбрал у монов захваченные ими после падения государства пью области Шрикшетры, а затем вышел к границам собственно монских земель.

Князь Анируда был не только воином, но и дипломатом. В Пегу (ныне Баго) его войска Анируды вошли как союзники монов в борьбе против горных племен. Позже нужда в дипломатической маскировке отпала, и в 1057 году бирманцы захватили монскую столицу Татон. В их руки перешли и портовые города Южной Бирмы.

Создалась сложная с этнической точки зрения ситуация: значительную часть населения нового государства составляли моны, в культурном отношении превосходившие бирманцев. Дальновидный Анируда совершил в Бирме «демографический переворот»: он вывез из Татона и Пегу несколько тысяч монских семей, включая царя и его знать. Паган стал наследником двух царств, двух культур. Уже к концу царствования Анируды его «империя» стала одним из крупнейших государств Юго-Восточной Азии. Имплантация монской культуры на тибето-бирманскую почву, внешнеполитические союзы и связи монов, унаследованные Наганом, позволили ему стремительно возвыситься. Паганские храмы, фрески, литература потрясали воображение современников. Анируда также свез в свою новую столицу мастеров со всех концов государства. Паган должен был превзойти города всех известных Анируде земель. С этого времени каждый царь Пагана, чтобы возвеличить свое имя, строил большой храм и несколько малых. От царей старались не отставать вельможи, министры, полководцы, богачи.
Паган стал одним из крупнейших культурных центров Азии. Его университеты видели в своих стенах студентов из дальних стран. Здесь учились ланкийские и тамильские принцы, бонзы из Тьям-пы и пилигримы из Китая. В Пагане было несколько библиотек, и здание одной из них — единственное дошедшее до нас светское строение Пагана.

Но все меняется. Анируда умер, и при его преемнике Май Лулане по стране прокатилась волна восстаний. Разумеется, первыми поднялись моны во главе с вождем Янмаканом, воспитанном, кстати, при паганском дворе. Первые карательные походы баганцев на юг были удачными, но восстание ширилось, и в конце концов Май Лулан погиб, монские повстанцы захватили Наган и угнали население в свои города. Молодая столица бирманского государства обезлюдела. Но моны не смогли или не захотели захватить долину Чаусхе — родовые земли бирманцев, где они избрали себе нового царя по имени Тилуин Ман. Этот полководец, прославившийся в походах Анируды, не был его родственником. Тилуин Ман набрал новое войско, изгнал монов из Нагана и в течение нескольких лет вернул бирманцам все, что было завоевано Анирудой.

Тилуин Мана (1084-1112) можно считать фактическим создателем Паганского государства. Однако во время его правления снова произошла «ионизация» Нагана. Моны занимали ключевые административные посты, монский язык, наряду с бирманским, был признан государственным. Чисто баганской осталась только армия. В стране воцарился гражданский мир. Внешняя политика Тилуин Мана тоже была довольно миролюбивой. Он предпринял только один военный поход — против царства Аракан. Бирманцы победили и присоединили земли Араканского царства к Нагану. К началу XII века Паганское царство превратилось из конгломерата покоренных земель в единое, централизованно управляемое государство со своей административной и правовой системой.

Но велика роль личности в истории. Смерть миролюбивого Тилуин Мана неизбежно принесла большие перемены. Сразу после кончины монарха на юге, в монских землях, вспыхнули восстания. Новый царь Кансу I (1113-1167), выразитель интересов бирманской знати, сильно ограничил влияние монов на жизнь государства. С первой половины XII века монские надписи на сохранившихся памятниках практически исчезают. Исчезают и имена монов из перечней дарителей земель монастырям и участников судебных процессов (эти списки обыкновенно высекались в камне). В течение ближайших ста с лишним лет моны, превратившиеся из равноправных союзников в подчиненный народ, вынуждены были мириться со сложившимся положением.

Жители Паганского государства делилось на свободных и зависимых. В число зависимых, или «чван», входили рабы при пагодах и домашние рабы, а также монастырские крестьяне, платившие оброк. Большинство же крестьян в Пагане оставались свободными земледельцами — «асан». В стране был избыток свободных земель, и закрепостить «асан» было сложно.

Со второй половины XII века Паганское государство постепенно приходило в упадок. В конце 6о-х годов двенадцатого столетия Патан потерпел поражение в войне с Ланкой. Ланкийские армии временно оккупировали южные порты страны. Угроза вторжений горцев, которых уже не сдерживали гарнизоны пограничных крепостей, заставила бирманских царей привлекать на службу шанов. Племенные горские вожди обосновывались при баганском дворе. В течение XIII века тенденция только укрепилась: Паганское государство сокращалось, непрерывно подвергаясь ударам шанов и каренов, которые проникли даже в долину Иравади.

Агонию Пагана прекратило нападение с севера. Великие Моголы, властители Китая, во второй половине XIII века распространили свои притязания на земли южных соседей. Первое крупное поражение бирманцы потерпели в 1277 году от могольских отрядов наместника Юньнани. Вслед за этим от Пагана отделились моны и Аракан. Шанские племена перестали посылать дань. В 1283 году в Бирму вторглось новое китайское войско. Разгромив бирманскую армию под Каунсином, захватчики двинулись вниз по Иравади. Последний паган-ский царь, Кансу III, бежал на юг, где его убил один из вельмож.

Китайцы, захватив Паган, посадили на его престол своего послушного ставленника, разместили в стране гарнизоны и покинули бирманские земли. Это было довольно опрометчивым решением. Вскоре шанские князья изгнали китайцев из долины Иравади. Но Паганскому царству это уже не помогло. Формально баганский престол просуществовал еще почти девять десятилетий — на нем сменялись князья из разных владений, когда-то объединенных под властью Пагана. Последнее упоминание о баганском царе относится к 1369 году. Постепенно разрушенный и разграбленный Паган обезлюдел, деревянные дома и дворцы сгорели в военных пожарах. До наших дней в зачарованном городе-призраке сохранились только ступы и храмы, помнящие величие Пагана. По количеству буддийских храмов и пагод Паган превосходил все буддийские государства мира.

Летом 1975 года Бирма, особенно Паган, существенно пострадала от очередного сильного землятресения. Несмотря на очевидную культурно-историческую значимость, ЮНЕСКО не смогло объявить Паган объектом всемирного наследия по политическим причинам.

Баган располагается на восточном берегу реки Иравади в 145 км к юго-западу от Мандалая и в 690 км к северу от Янгона. Между Баганом и Янгоном ежедневно осуществляется несколько авиарейсов рейсов, время в пути составляет 1час 10 мин. Однако, один из самых интересных способов добраться до Багана — на туристическом пароходике из Мандалая. Он отправляется в 6 часов утра, но не каждый день. Путь из Мандалая в Баган (по течению реки) займет ок. 9 часов, а из Багана в Мандалай (против течения) — ок. 13 часов. Также можно доехать до Багана на автобусе из Янгона, Мандалая или от озера Инле.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ПАГАНА

наверх

Здесь будет предоставлена информация только о некоторых пагодах (храмах) этого чудесного места, а именно:


ПАГОДА ШВЕЗИГОН (Shwezigon) В МЬЯНМЕ

Пагода Швезигон Среди множества храмов и пагод Пагана есть «большие» и «малые». «Больших» пагод всего несколько — Швезигон, Мингалазеди, Швезандо, и каждая из них связана с именем определенного царя. Строительство каждой «большой» пагоды являлось общегосударственным делом.

Над храмами Пагана, подобно могучей золотой горе, возвышается главная, прекраснейшая и самая известная постройка Пагана — пагода Швезигон.

Ансамбль пагоды Швезигон — самый крупный среди построек Пагана. Он сложился в 1084—1113 годах, когда в правление царя Чанзитты была сооружена гигантская ступа Швезигон-четия. Впоследствии она была надстроена, расширена и позолочена. Сегодня Швезигон — единственная целиком позолоченная ступа Пагана. Под лучами жаркого тропического солнца она сияет подобно священной горе Меру.

Индийское название пагоды Швезигон — Джаябхуми. Сооружения Швезигона располагаются на квадратном участке земли, огороженном высокой кирпичной стеной. В центре каждой стороны квадрата находятся ворота с декоративными башенками и фигурами чинтэ — фантастических львов, охранителей священных мест. Они сделаны из кирпича, оштукатурены и ярко раскрашены. На шее каждого чинтэ висит колокольчик, напоминающий тот, который вешают на шею коровам. Эта трогательная деталь делает чинтэ, разинувших зубастые пасти, совсем нестрашными.

Надписи на монском языке, высеченные на каменных столбах у восточного входа, рассказывают об истории возникновения и строительства Швезигона. К южным воротамПагода Швезигон ансамбля ведет дорога из Пагана. Некогда ее обрамляла своеобразная «аллея сфинксов» — чинтэ, отчасти сохранившаяся до наших дней.

Центром храмового ансамбля является Швезигон-четия — ступа, воздвигнутая на трех больших террасах, возведенных на восьмиугольном многоступенчатом цоколе. Террасы и цоколь золотой ступы первоначально служили для процессий паломников, которые должны были обходить ступу вокруг, поднимаясь и переходя с террасы на террасу. Такие же процессии устраивались и в Боробудуре. Этот обход ступы по часовой стрелке — прадакшина — являлся для буддийских паломников способом выразить почтение к этому месту, посвященному памяти Будды. Специально для этих процессий вокруг Швезигон-четии устроен широкий обход, вымощенный каменными плитами. По углам, на парапетах террас, находятся небольшие кирпичные храмы — уменьшенные копии верхушки ступы в форме хармики и полусферы. Три террасы опоясаны плитами из покрытой глазурью терракоты, на которых изображены религиозные буддийские сюжеты.

Пагода ШвезигонОснование центральной ступы окружает ряд «райских деревьев», установленных на ступах, сделанных в форме священных сосудов «каласа». Эти «райские деревья» выполнены из бронзы, а листья их позолочены. Древнее предание утверждает, что такие деревья росли на земле во времена золотого века человечества, и их плодами были все необходимые людям вещи. Работать было не нужно — все само валилось с деревьев прямо в рот. Но эти благословенные времена кончились, и теперь памятью о них остались только эти «райские деревья» у подножия золотой ступы Швезигон. Возможно, и они когда-нибудь процветут материальными благами, но пока Бирма остается одной из беднейших стран мира.

Центральную ступу окружают многочисленные каменные и деревянные постройки, храмы и павильоны различного назначения — для молитв, отдыха и т.д. Деревянные храмы увенчиваются резными многоярусными крышами — пьятта. На территории ансамбля находится множество изваяний демонов-охранителей храма. Предметами поклонения служат 37 статуй натов — древнебирманских языческих божеств, причудливо смешавшихся в Швезигоне с буддийскими святынями.

Ансамбль Швезигона является одним из крупнейших и наиболее почитаемых буддийских комплексов в Бирме. В святилище Швезигона находятся великие реликвии буддизма: лобная кость Будды и его зуб (впрочем, возможно, что это копия священного зуба, хранящегося в храме «Зуба Будды» в Канди). Эти реликвии — дары Швезигону от сингальского правителя Виджаябаху I (1059—1144), усердного защитника учения хинаяны — одного из толкований буддизма, получившего распространение в Бирме во времена царя Аноратхи.


ХРАМ ГУБЬЯУКТИ (Gubyaukgyi) В МЬЯНМЕПагода Губьяукти. Мьянма

Был построен в 1113 году сыном короля Кьянситта и женщины Тамбулы, Раджакумаром, в месте под названием Мьинкаба. Тамбула стала королевой и получила от Кьянситты 3 деревни, которые передала в наследство сыну. На этом месте и были построен храм в память о короле. Это сооружение знаменито своими настенными рисунками, которые изображают череду воплощений Будды, предшествовавших его последнему рождению.


ХРАМ АНАНДА (Ananda) В МЬЯНМЕХрам Ананда. Мьянма

Один из первых великих храмов Багана, остается и поныне, одним из наиболее привлекательных и часто фотографируемых. Этот шедевр монского архитектурного стиля, с некоторым северо-индийским влиянием, отражает переход от раннего к среднему периоду бирманской архитектуры. Располагающаяся к востоку от старых городских стен, внушительных размеров белая конструкция доминируют над окрестностями. Храм сильно пострадал во время разрушительного землетрясения 1975 г. и тщательно восстанавливался. Храм Ананда. Мьянма
Храм Ананда был построен в период с 1090 по 1105 г. во время правления короля Куанзиттха (Kyanzittha) и призван символизировать нескончаемую мудрость Будды. Храм вдохновлял и последующих правителей на возведение прекрасных сооружений. Он отличается совершенством пропорций и симметричностью форм. Периметр храма представляет собой квадрат, каждая сторона которого — 53 м. Основной массив здания состоит из террас с окнами. Центральная башня достигает в высоту 51 м. Здесь самое большое в Багане количество терракотовых изразцов, а также 4 впечатляющие позолоченные статуи стоящего Будды высотой 9,5 метра, изготовленные из тика и направленные к 4 сторонам света. Однако, только 2 статуи (направленные на север и юг) — подлинные, и Храм Ананда. Мьянмаявляются ровесниками здания. Две другие — это копии, созданные для замены разрушенных во время пожара ок. 200 лет назад. В западной части святилища установлены статуи основателя и настоятеля храма Ананда. На пьедестале западного портала видны отпечатки стоп Будды. Первоначально, стены храма были украшены настенной живописью и фресками, однако до наших дней сохранилось не много. В январе, 3 дня во время полной луны проводится ежегодный фестиваль (Ananda Paya Festival).
По соседству с храмом Ананда находится монастырь Ananda Okkaung — один из нескольких сохранившихся кирпичных монастырей раннего периода.


ХРАМ ТХАТБИНЬЮ (Thatbyinnyu). БАГАН МЬЯНМА

Название храма означает «всеведущий» — одна из десяти ипостасей Будды. Храм в XII веке построил король Алаунгситху, наследник короляПагода Тхатбинью. Мьянма Ануратха, основателя храма Ананда. Высота Тхат Бинь Ю — 66 метров. Это самый высокий храм в Багане, и с его террас открывается величественный вид на древний город. У центральной лестницы, ведущей в храм, лицом к востоку возвышаются статуи стражей. Каждую террасу, украшенную пилястрами, опоясывают два ряда окон. Свет, проникающий сквозь оконные проемы, пронизывает внутреннее пространство храма и создает эффект легкости.


ПАГОДА ШВЕСАНДА (Shwesanda). МЬЯНМА

Пагода Швесанда. Бирма

Она была построена в 1058 году при короле Анаврата для того, чтобы поместить сюда подаренный королём государства Баго волос Будды.
Сама пагода не так архитектурно изыскана, как остальные, но именно с нее открывается потрясающий вид на Баган. Для того, чтобы увидеть закат с неё, вам придётся подняться по крутым ступеням вверх. И причём, чем выше, тем круче ступени. Во время заката все стоящие в округе храмы и пагоды окрашиваются в розовато-золотистый цвет, который просто невозможно передать фотоснимками.


ТЕАТР МАРИОНЕТОКТеатр марионеток

Долгое время в Бирме не было никаких других театров, кроме кукольных. Первые из них появились в XI веке на территории древнего Пагана. Кукловоды здесь и по сей день — подлинные виртуозы. Старые мастера водят большую, почти в половину человеческого роста, богато разодетую марионетку на шестидесяти (!) нитях — кукла буквально оживает. Жаль, что представления, некоторые из которых артисты дают в кафе и ресторанах, в последнее время привлекают только туристов — местная публика предпочитает кино и телевизор.


ОБЗОРНАЯ БАШНЯ

Чтобы оградить исторические сооружения от несметных полчищ туристов, карабкающихся на пагоды, чтобы увидеть Баган с высоты, была построена обзорная башня с обзорными площадками: закрытой и открытой.

Башня оснащена по последнему слову техники — кондиционеры, скоростные лифты, хороший ресторан с панорамным видом на Баган, сувениры от местных ремесленников, стильные интерьеры. Для гостей отеля Aureum Bagan посещение башни бесплатно.


ГОРА ПОПА. БАГАН
Гора Попа. Паган

Гора Попа (Mountain Popa — в переводе с бирманского «цветущая») — практически потухший (последнее извержение зафиксировано в 442г. до н.э.) вулкан в Мьянме, расположен в 60ти км от Багана. Высота горы 1518 метров, и при хорошей погоде она видна за 60 километров. Гора возвышается на фоне синего неба, ее основание утопает в зелени, а золотые крыши пагод венчают ее верхушку. С горы Попа открывается вид на Паган и глубокий, глубиной 914 метров, живописный каньон. На вершине горы расположился буддийский монастырь, лестницу к которому построил буддийский монах У Кханди. К юго-западу от горы высится ее «младший брат» — вулкан Таунг Калат высотой 737 метра.

Аборигены считают гору Попа самым обширным и сильным святилищем духов (натов) в Бирме. Каждый год на гору стекаются толпы паломников. Особенно их много во время праздника полнолуния Найон в мае-июне и во время полнолуния Надо в ноябре-декабре, праздник длится 6 дней. В средневековье во время этих праздников совершались обильные жертвоприношения. По нынешним поверьям, чтобы не раздражать натов, не следует приносить на гору мясо и надевать одежду красного или черного цвета.

Гора Попа — не только религиозный центр, но и природный «памятник». Это оазис, возникший на плодородных вулканических почвах и питаемый более чем двумя сотнями источников. Мистика и заповедность «Цветущей Горы» привлекает множество туристов, однако и они не нарушают гармонии этого места: наверное, не обходится без вмешательства духов.

Для того чтоб добраться до вершины горы, необходимо подняться по довольно крутой крытой лестнице, оккупированной обезьянами, которые порой ведут себя непредсказуемо и нагло. Подъем занимает около получаса, но потрясающий вид на окрестности открывающийся тем, кто преодолел этот путь, стоит затраченных усилий. Местность вокруг горы Попа признана национальным парком.

ПАГОДА МАНУХА (Manuha). БАГАН

Храм Мануха. ПаганХрам получил название в честь построившего его монского короля, который был захвачен бирманцами и держался в Багане как узник короля Анарахта (Anawrahta). И вот, как гласят хроники, Мануха продал свой королевский рубин и на вырученные деньги, получив разрешение на строительство храма в 1059 г.,  построил храм. Другого такого храма нет в Пагане. Здание лишено украшений, строитель его не задавался целью сделать храм красивым. Три куба: побольше — в центре, поменьше — с боков. Небольшая дверь. Когда входишь в храм, ожидаешь оказаться в квадратном помещении, соответствующем очертанию стен. Это так, и в то же время зрелище, представляющееся глазам, необыкновенно и почти невероятно. ВесьЛежачий Будда в храме Мануха. Паган центральный зал храма заполнен статуей сидящего Будды. Голова его упирается в потолок, локти и колени — в стены, и пройти в соседний зал можно, только протиснувшись в щель между пальцами руки Будды, лежащей на колене, и стеной. Будде, десятиметровому, широкоплечему, коренастому, ужасно тесно в храме, стены давят его, он вот-вот не выдержит и, чуть двинув плечами, разрушит эту страшную тюрьму. Но Будда недвижим
И мне кажется (я не единственный, кто так думает), что пленный царь Мануха построил такой храм специально. Стиснутый Будда — олицетворение План храма Мануха. Паганпленного царя, и реальное ощущение неволи, неудобства, мучений, которое охватывает тебя, когда ты смотришь на задавленного стенами и потолком великана, сразу вызывает в памяти образ пленника.
В боковых залах то же самое. Еще две статуи, и им так же тесно, так же стены прижались к их спинам, локтям, коленям — никогда не выпрямить ног и рук… А когда обойдешь храм сзади, тебя ожидает еще одна встреча. Вдоль всех трех залов тянется четвертый, длинный и низкий. Будда, заточенный в нем, лежит — он достиг блаженного покоя, нирваны. И опять же чувствуешь иронию слов «покой» и «блаженство», ведь Будда лежит в тесном гробу и крышка гроба всего в нескольких сантиметрах от его головы.

ПАГОДА МИНГАЛАРЗЕДИ (Mingalarzedi)Храм Мингаларзеди. Баган. БАГАН

Пагода была построена в 1277г. во время правления короля Наратхихапати (Narathihapati) и располагается неподалеку от берега реки. Эта пагода является одним из последних больших строений позднего периода, до того, как царство окончательно пришло в упадок, и демонстрирует расцвет мастерства Баганских зодчих. Пагода славится потрясающей пропорциональностью форм и прекрасными барельефами с изображением сцен из Джатаки. Верхняя терраса пагоды является одной из самых высоких точек, куда допускаются посетители. Располагаясь на западе Багана, в после полуденное время, храм является очень хорошей точкой для созерцания окрестностей, находящихся к востоку.

ПАГОДА ДАМАЯНДЖИ (Dhammayangyi). БАГАН 

Храм Дамаянджи. Баган

Массивный храм второй половины XII века, один из самых больших в Багане, хотя был постороен всего за 3 года. Но большинство входов было завалено, так что внутрь попасть нельзя.

РУИНЫ БАГАНА НА КАРТЕ

наверх

.

Просмотреть Путеводитель по планете Земля на карте большего размера

РУИНЫ БАГАНА НА ПАНОРАМЕ В 3D И НА ФОТОГРАФИЯХ

наверх


Источник: AirPano.ru


РУИНЫ БАГАНА НА ВИДЕО

наверх

.

Читайте также:

Добавить комментарий